Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Гражданское право
-
06.02.2013
- Между организацией и индивидуальным предпринимателем заключен договор поставки газовых котлов. В договоре имеется ссылка на гарантийный талон как на документ, дающий право на выполнение ремонта по гарантии и имеющий перечень условий, выполнение которых обязательно для организации. Условия следующие: установка данных котлов только специализированной организацией; наличие подписи, печати продавца, дата продажи; наличие в талоне сведений о произведенных замерах давления газа и воды в сети, температуры газа и воды и т.п. При несоблюдении данных условий согласно договору и гарантийному талону право на ремонт по гарантии покупателем теряется. Данное условие прописано только в гарантийном талоне, в договоре об этих условиях ничего не сказано.
Правомерно ли включение данных условий в гарантийный талон?
Возможно ли в судебном порядке признать ничтожными такие условия?
ВОПРОС:
ОТВЕТ:
К поставке товаров согласно п. 5 ст. 454 ГК РФ применяются общие положения о договоре купли-продажи, если иное не предусмотрено правилами о договоре поставки.
Статья 469 ГК РФ устанавливает обязанность продавца передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи, а при отсутствии в договоре условия о качестве - передать товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.
Согласно п. 1 ст. 470 ГК РФ товар, который продавец обязан передать покупателю, должен соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 469 ГК РФ, в момент передачи покупателю, если иной момент определения соответствия товара этим требованиям не предусмотрен договором купли-продажи, и в пределах разумного срока должен быть пригодным для целей, для которых товары такого рода обычно используются.
В случае, когда договором купли-продажи предусмотрено предоставление продавцом гарантии качества товара, продавец обязан передать покупателю товар, который должен соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 469 ГК РФ, в течение определенного времени, установленного договором (гарантийного срока).
Если на товар установлен гарантийный срок, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при обнаружении недостатков в течение гарантийного срока (п. 3 ст. 477 ГК РФ).
Гарантия представляет собой обязательство, по которому продавец ручается за то, что товар будет соответствовать требованиям о качестве в течение предусмотренного договором времени (смотрите, например, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2009 N 08АП-3374/2009).
Такого документа, как гарантийный талон, законодательством о поставках не предусмотрено. На практике гарантийный талон, как правило, представляет собой документ, подтверждающий принятие продавцом (изготовителем) на себя гарантийных обязательств. Он может выдаваться как в дополнение к письменному экземпляру договора покупателя, так и в ситуации, когда письменный договор в виде единого документа не подписывается (например, при продаже в розничной торговле - ст. 493 ГК РФ). То есть, по существу, условия, содержащиеся в гарантийном талоне, являются частью условий договора купли-продажи.
Закон не требует заключения договора путем обязательного составления одного документа, подписанного сторонами (ст. 434 ГК РФ), поэтому условия договора могут быть изложены продавцом как в самом договоре поставке, так и в гарантийном талоне. Однако в этом случае в договоре должна иметься ссылка на этот документ.
Таким образом, подписание покупателем договора поставки, в котором содержится ссылка на гарантийный талон, означает, что покупатель принимает условия договора поставки и условия, изложенные в гарантийном талоне.
Согласно ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора, условия договора определяются по усмотрению сторон. Данная норма ограничена лишь положениями ст. 422 ГК РФ о необходимости соответствия договора действующему законодательству.
Поэтому договором поставки и гарантийным талоном могут быть установлены любые условия, согласованные сторонами и не противоречащие закону.
Законодательство не содержит запрета на включение в гарантийный талон на газовый котел следующих, перечисленных в вопросе, условий:
- установка газовых котлов только специализированной организацией;
- наличие в талоне сведений о произведенных замерах (например, давление газа и воды в сети, температура газа и воды);
- условие о том, что при несоблюдении данных требований согласно договору и гарантийному талону право на ремонт по гарантии покупателем теряется.
Что касается условия об обязательном наличии в гарантийном талоне печати и подписи продавца и даты продажи, то, полагаем, данное условие также не противоречит законодательству. Согласно п. 2 ст. 456 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором. Следовательно, передача покупателю надлежащим образом оформленного (с печатью и подписью) гарантийного талона в данном случае является обязанностью продавца. Если продавец не передает или отказывается передать покупателю относящиеся к товару документы, которые он должен передать в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором, покупатель вправе назначить ему разумный срок для их передачи. Если документы, относящиеся к товару, не переданы продавцом в указанный срок, покупатель вправе отказаться от товара, если иное не предусмотрено договором (ст. 464 ГК РФ). Таким образом, продавец, исполнивший свое обязательство передать покупателю надлежащим образом оформленный гарантийный талон, вправе требовать его предъявления для осуществления гарантийного ремонта. Однако отсутствие гарантийного талона (например, в случае его утраты) не лишает покупателя права предоставить в суде иные доказательства приобретения товара именно у данного поставщика.
Таким образом, включение в гарантийный талон указанных выше условий не противоречит действующему законодательству. Соответственно, право покупателя - согласиться либо не согласиться с заключением договора поставки со ссылкой на гарантийный талон на предлагаемых продавцом условиях.
При этом необходимо учитывать следующее. Согласно п. 1 ст. 476 ГК РФ продавец отвечает за недостатки товара, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до его передачи покупателю или по причинам, возникшим до этого момента. Пункт 2 ст. 476 ГК РФ предусматривает, что в отношении товара, на который продавцом предоставлена гарантия качества, продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что недостатки товара возникли после его передачи покупателю вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения либо действий третьих лиц, либо непреодолимой силы. Таким образом, бремя доказывания того, что недостатки товара возникли уже после передачи его покупателю и не вызваны причинами, возникшими до передачи товара покупателю, в случае установления гарантийного срока возлагается на продавца (смотрите, например, постановления Президиума ВАС РФ от 29.10.2002 N 5001/02, ФАС Уральского округа от 05.04.2010 N Ф09-2063/10-С3 по делу N А71-2904/2009-Г14, ФАС Волго-Вятского округа от 25.06.2008 N А17-5648/2007, ФАС Северо-Кавказского округа от 23.06.2010 по делу N А32-43847/2009). Продавец, доказавший причинно-следственную связь между нарушением правил использования товара и его недостатками, освобождается от обязанности выполнять заявленные покупателем требования (смотрите, например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.10.2006 N А74-1269/2006-Ф02-4650/06-С2).
Из изложенного следует, что при установленном гарантийном сроке на товар, при возникновении спора между покупателем и продавцом по поводу причин возникновения дефектов товара, бремя доказывания факта нарушения покупателем гарантийных условий лежит на поставщике.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Семенова Юлия
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем
18 января 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
Оставьте ваши координаты, и мы
вам перезвоним
вам перезвоним