Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

07.02.2013
ВОПРОС:
Можно ли купить различные по внешнему виду "кресла для руководителя", характеристики которых соответствуют характеристикам, указанным в извещении о проведении запроса котировок, если контракт заключен на поставку "кресел для руководителя" без указания артикула?
ОТВЕТ:

К сожалению, дать однозначный ответ на вопрос не представляется возможным, так как необходимо проанализировать условия контракта, извещения о проведении запроса котировок и котировочной заявки победителя, а окончательное решение по данному вопросу может принять только суд, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании всех имеющихся в деле доказательств (ч. 1 ст. 71 АПК РФ). Поясним подробнее.
Согласно ч. 8 ст. 47 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) контракт по итогам запроса котировок заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, по цене, предложенной в котировочной заявке победителя в проведении запроса котировок или в котировочной заявке участника размещения заказа, с которым заключается контракт в случае уклонения победителя в проведении запроса котировок от заключения контракта. В извещении о проведении запроса котировок в соответствии с п. 4 ст. 43 Закона N 94-ФЗ должны быть указаны, помимо прочего: наименование, характеристики и количество поставляемых товаров, требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика.
Данные требования следует рассматривать в контексте норм Гражданского кодекса РФ о купле-продаже, которые применяются к контрактам на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд в силу ч. 1 ст. 2, ч.ч. 1, 2 ст. 9 Закона N 94-ФЗ, п. 5 ст. 454 ГК РФ. Согласно п. 1 ст. 456 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи. Представляется очевидным, что под "наименованием товара" в Гражданском кодексе РФ имеется в виду его конкретизация, то есть наименование должно определять конкретный товар, подлежащий поставке, что и является предметом договора, в том числе и контракта. Иными словами, извещение о запросе котировок должно содержать требования к таким характеристикам товара, которые позволяют отличить один товар от другого (смотрите, например, письмо Минэкономразвития РФ от 12.04.2011 N Д22-577). Соответственно, поставляемый товар должен соответствовать требованиям, содержащимся в извещении о запросе котировок и в контракте.
Если из положений извещения о проведении запроса котировок и (или) контракта (окончательное толкование которым при наличии спора может дать, как говорилось выше, только суд) следует, что поставщик должен поставить товары определенного артикула, поставка части товаров иного артикула будет являться нарушением условий контракта. В этом случае покупатель вправе отказаться от принятия и оплаты таких товаров, а если они оплачены, потребовать возврата уплаченной денежной суммы (п. 1 ст. 468, п. 2 ст. 475 ГК РФ)*(1).
Однако, если товары разных артикулов различаются характеристиками, не оговоренными в извещении о запросе котировок и (или) условиях контракта, и такое различие не сказывается на потребительских качествах товара в целом, то их поставка формально не будет являться нарушением условий контракта. Соответственно, у заказчика не будет и формальных оснований не принимать такие товары. Иными словами, если по условиям контракта поставщик обязан передать заказчику товар "кресла для руководителя", на наш взгляд, надлежащим исполнением обязательства по контракту будет передача поставщиком любых кресел для руководителя, характеристики которых соответствуют указанным в извещении о проведении запроса котировок, даже если артикулы таких кресел будут отличаться.
Заметим, что, даже если условия извещения о проведении запроса котировок или контракта подразумевают поставку товара все же определенного артикула исходя из приведенных выше норм Гражданского кодекса РФ, заказчик только вправе, но не обязан отказаться от приемки товаров иных артикулов. Однако факт приемки товаров иных артикулов, сопровождаемое подписанием соответствующих документов, может квалифицироваться как изменение условий контракта (п. 1 ст. 420, п. 3 ст. 434, п. 3 ст. 438, п. 1 ст. 452 ГК РФ), причем условия о товаре, изменение которого, как следует из ч. 5 ст. 9 Закона N 94-ФЗ, неправомерно. Хотя, на наш взгляд, если технические и потребительские характеристики товаров разных артикулов фактически не отличаются, а цена соответствует установленной контрактом, такая замена не идет в разрез с целями Закона N 94-ФЗ, перечисленными в ч. 1 ст. 1 этого Закона. Тем более что целью размещения заказа является удовлетворение потребностей заказчика (ст. 3 Закона N 94-ФЗ) и в судебной практике также неоднократно высказывалась позиция, что именно потребности заказчика имеют приоритет при определении требований к предмету контракта (смотрите, например, постановление ФАС Центрального округа от 17.06.2010 N Ф10-2392/10). Однако позиция контролирующих органов по данному вопросу может быть и иной.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

25 января 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.



*(1) Смотрите также, например, следующий материал относительно аналогичной ситуации:
- Вопрос: После приемки медицинского оборудования произведено его тестирование, в результате которого выявлено, что оно не соответствует ряду параметров, указанных в аукционной документации и государственном контракте. Заказчик хочет отказаться от этого оборудования. Обязан ли заказчик в таком случае заключать контракт с участником аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2011 г.).
 

Все консультации данной рубрики