Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бухучет и отчетность

14.02.2013
ВОПРОС:
Кто несет ответственность за ведение бухгалтерского и налогового учета присоединяемой организации (ООО) до момента ее присоединения?
Кто и каким образом принимает первичные учетные документы присоединяемой организации?
ОТВЕТ:

Согласно п. 1 ст. 53 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) присоединением общества признается прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу.
При присоединении одного общества к другому к последнему переходят все права и обязанности присоединенного общества в соответствии с передаточным актом (п. 4 ст. 53 Закона N 14-ФЗ, п. 1 ст. 58 ГК РФ).
На основании п. 1 ст. 59 ГК РФ передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.
В соответствии с п. 1 ст. 50 НК РФ обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником в порядке, установленном настоящей статьей.
При присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу правопреемником присоединенного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов признается присоединившее его юридическое лицо (п. 5 ст. 50 НК РФ).
При этом согласно п. 2 ст. 50 НК РФ исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей. При этом правопреемник должен уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям.
На правопреемника реорганизованного юридического лица возлагается также обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов, наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации.
Следовательно, если присоединенной организацией в предыдущие периоды были допущены какие-либо нарушения, связанные с ведением налогового учета, ответственность за такие нарушения будет возложена на правопреемника.
При проведении налоговой проверки должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы (п. 1 ст. 93 НК РФ).
Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 N 558 утвержден Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения (далее - Перечень).
В соответствии с Перечнем документы подразделяются на документы:
- организации системы управления;
- планирования деятельности;
- финансирования деятельности;
- учета и отчетности;
- трудовых отношений;
- кадрового обеспечения;
- по административно-хозяйственным вопросам;
- другие.
Для каждого вида документов предусмотрен срок хранения.
В соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ в течение четырех лет налогоплательщики обязаны обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов.
При этом согласно п. 1 ст. 29 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года. Аналогичное требование содержалось и в утратившем с 01.01.2013 силу Федеральном законе от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"*(1).
Таким образом, в обязанность правопреемника входит обеспечение четырехлетней сохранности документов, подтверждающих данные налогового учета присоединенной организации, и пятилетней сохранности документов, подтверждающих данные бухгалтерского учета.
В противном случае на организацию правопреемника могут быть возложены налоговые санкции за неправомерное отражение доходов, расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ) или в связи с неполной уплатой сумм налога (ст. 122 НК РФ).
Обращаем Ваше внимание, что форма передаточного акта какими-либо нормативно-правовыми актами не утверждена, поэтому организация разрабатывает ее самостоятельно.
Порядок получения и хранения документов присоединяемой организации регламентируется внутренними распоряжениями организации правопреемника.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гусихин Дмитрий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Горностаев Вячеслав

29 января 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.



*(1) В свое время относительно хранения бухгалтерских документов присоединенного юридического лица Минфин России в письме от 07.09.2005 N 03-11-04/2/70 разъяснил: "В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность организации обязаны хранить не менее пяти лет. Это требование распространяется и на бухгалтерскую отчетность организаций, присоединенных в ходе реорганизации".

Все консультации данной рубрики