Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
14.02.2013
- Государственному учреждению открыт счет в кредитной организации (банке). Для осуществления расчетов с населением с использованием платежных карт в кассе учреждения установлен POS-терминал. После оплаты услуг через терминал деньги на расчетный счет учреждения поступают через день или более за вычетом комиссии банка.
Обязано ли учреждение пробить кассовый чек при оплате через POS-терминал? Какими бухгалтерскими записями должны сопровождаться операции при оплате услуг с использованием банковских карт?
Сразу отметим, что положения "Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета...", утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), и соответствующей Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета не содержат специального порядка отражения в бухгалтерском учете расчетов с использованием платежных (банковских) карт.
Поэтому корреспонденцию счетов, необходимую для отражения в бухгалтерском учете соответствующих операций, учреждению нужно определить в учетной политике по согласованию с органом, осуществляющим в отношении учреждения функции и полномочия учредителя.
При этом считаем возможным учесть следующее.
1. Согласно положениям п. 5.3 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных письмом Минфина России от 30.08.1993 N 104 (далее - Правила N 104), расчеты посредством платежных карт отнесены к безналичным расчетам с покупателями.
Однако, несмотря на то, что при использовании платежных карт непосредственно в расчетах наличные деньги не участвуют, в силу ст. 5 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) организации, применяющие контрольно-кассовую технику (ККТ), при осуществлении расчетов, в том числе с использованием платежных карт, в момент оплаты обязаны выдать покупателям отпечатанные ККТ кассовые чеки (смотрите также письма Минфина России от 10.12.2010 N 03-01-15/9-255, ФНС от 01.02.2012 N АС-4-2/1503).
Суммы, оплаченные платежными картами, пробиваются на определенную отдельную безналичную секцию (п. 5.1 Правил N 104, письмо Минфина России от 11.06.2009 N 03-01-15/6-311). В фискальной памяти кассового аппарата регистрируется и хранится информация о наличных денежных расчетах по всем видам оплат, в том числе по расчетам с помощью платежных карт.
2. Несмотря на то, что кассовый чек при осуществлении оплаты банковской картой через POS-терминал будет выдан, необходимости в совершении других действий, сопровождающих оплату наличными деньгами в кассу, а именно: оформлении Приходных кассовых ордеров (форма 0310001), отражения записей в Кассовой книге (форма 0504514), у учреждения не возникает (смотрите также письмо УФНС России по г. Москве от 11.05.2006 N 09-24/038509). Следовательно, не возникает и оснований для отражения таких оплат на счете 0 201 34 000 "Касса" (п.п. 166, 167 Инструкции N 157н).
3. Учитывая тот факт, что оплата банковской картой через POS-терминал и зачисление денежных средств на счет в кредитной организации осуществляются не в один операционный день, у учреждения возникает необходимость использования "транзитного счета". В качестве такого счета в рассматриваемой ситуации, по нашему мнению, может быть использован счет 0 201 23 000 "Денежные средства учреждения в кредитной организации в пути" (п. 162 Инструкции N 157н).
4. В рассматриваемом случае взимаемое банком комиссионное вознаграждение является платой за оказанные услуги по осуществлению расчетной операции - перевод денежных средств получателю. При этом сумма комиссионного вознаграждения, удержанная банком за проведение банковской операции, не уменьшает сумму полученного учреждением дохода, а является расходом учреждения - оплатой услуг банка.
Поэтому, руководствуясь положениями соответствующей Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета, в рассматриваемой ситуации учреждению следует отразить в бухгалтерском учете:
- поступление доходов в полной сумме (до удержания комиссионного вознаграждения банком);
- начисление и уплату комиссионного вознаграждения банку*(1).
Учитывая вышеизложенное, в рассматриваемой ситуации в бухгалтерском учете государственного учреждения могут быть отражены следующие бухгалтерские записи:
1. Дебет 2 201 23 510 Кредит 2 205 31 660
- физическим лицом внесена плата за услуги учреждения с использованием банковской картой через POS-терминал;
2. Дебет 2 205 31 560 Кредит 2 401 10 130
- физическому лицу оказаны услуги, учреждением начислен доход;
3. Дебет 2 201 21 510 Кредит 2 201 23 610
- на основании выписки банка (мемориального ордера) отражено зачисление на расчетный счет сумм оплаты услуг, произведенной физическими лицами, одновременно отражено увеличение на забалансовом счете 17;
4. Дебет 2 109 80 226 (2 401 20 226)*(1) Кредит 2 302 26 730
- отражена сумма комиссии, причитающаяся уплате банку согласно договору банковского счета;
5. Дебет 2 302 26 830 Кредит 2 201 21 610
- комиссионное вознаграждение списано банком, одновременно отражено увеличение на забалансовом счете 18.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Денежные средства госучреждения на счетах. Счет 201 01;
- Энциклопедия решений. Денежные средства госучреждения в пути. Счет 201 03.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
государственный советник РФ 3 класса Семенюк Александр
Ответ прошел контроль качества
29 января 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
*(1) Расходы по оплате различных услуг, оказываемых кредитными организациями, подлежат отнесению на подстатью 226 КОСГУ. По нашему мнению, на данную подстатью обоснованно могут быть отнесены и расходы по оплате банку комиссионного вознаграждения.
Вместе с тем отметим, что открытие счета в кредитной организации бюджетному учреждению недопустимо (п. 8 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"), а взимание платы за обслуживание счета автономного учреждения в кредитной организации незаконно (ч. 3.5 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях").
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним