Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

18.02.2013
ВОПРОС:
Учреждением приобретен автомобиль DAEWOO NEXIA с объемом двигателя 108.8 см/куб. В Методических рекомендациях, утвержденных распоряжением Минтранса РФ от 14.03.2008 N АМ-23-р, норма расхода топлива для данного автомобиля не определена.
На основании каких норм учреждение должно списывать ГСМ?
ОТВЕТ:

По общему правилу при установлении норм расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте госучреждения руководствуются Методическими рекомендациями, утвержденными распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р (далее - Методические рекомендации).
Методические рекомендации используются только в отношении автомобильного подвижного состава общего назначения, а также в отношении специальных автомобилей. При этом расход топлив на технические, гаражные и прочие внутренние хозяйственные нужды, не связанные непосредственно с технологическим процессом перевозок пассажиров и грузов, в состав норм, приведенных в Методических рекомендациях, не включен и устанавливается отдельно.
Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, приведенные в Методических рекомендациях, носят рекомендательный характер. Иными словами, при должном обосновании в госучреждении могут применяться нормы, отличающиеся от приведенных в данном документе.
Нормы расхода ГСМ, применяемые госучреждением, также могут быть:
1) доведены до госучреждения вышестоящей организацией;
2) разработаны по индивидуальной заявке в установленном порядке специализированными научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике;
3) самостоятельно разработаны госучреждением исходя из результатов контрольных замеров и информации, указанной в документах производителя соответствующей техники.
Необходимость применения указанных выше норм может быть обусловлена:
1) решением о неприменении Методических рекомендаций, принятом в установленном порядке;
2) отсутствием в Методических рекомендациях норм расхода ГСМ для определенных видов (модификаций) автомобильной техники;
3) эксплуатацией в учреждении иной (не автомобильной) техники, при использовании которой расходуются ГСМ (например газонокосилок, бензомоторных пил и т.п.).
Руководитель госучреждения может утвердить своим приказом нормы списания топлива для конкретной марки (модели) автотранспортного средства, иной техники.
Основанием для издания такого приказа и подтверждением экономической обоснованности применения данных норм могут служить:
- техническая документация завода-изготовителя;
- результаты испытаний, контрольных замеров, проведенных комиссией, при которых выявляется реальный расход топлива на 100 км, за один час непрерывной работы и т.п.
Результаты замеров, как правило, оформляются Актом контрольного замера расхода топлива для конкретной марки (модели) автомобиля, иной техники, который составляется по произвольной форме. При разработке подобных норм необходимо также учитывать:
- конструктивные особенности технического средства (марка двигателя; рабочий объем двигателя, его мощность и тип, количество передач), его техническое состояние;
- режим эксплуатации технического средства;
- дорожно-транспортные, климатические и иные факторы.
Кроме того, могут быть предусмотрены поправочные коэффициенты (например при эксплуатации в зимнее время, в городских условиях).
Нормы расхода ГСМ могут приводиться отдельными заводами-изготовителями в технической документации (например в сервисной книжке) на конкретную марку автомобиля, иного технического средства (его модификацию) для различных условий эксплуатации (в городском цикле, по загородным дорогам, в зимнее время и т.д.).
В то же время достаточно часто производители указывают в технической документации результаты замеров расхода ГСМ, полученные в условиях, существенно отличающихся от реальных условий эксплуатации техники. Следовательно, установленные госучреждением нормы вовсе необязательно должны соответствовать заводским, однако любые отклонения (как в большую, так и в меньшую сторону) следует должным образом обосновать в документах, оформляемых профильной комиссией. При этом повышенный расход топлива не должен быть связан с какими-либо неисправностями.
Учреждение может использовать самостоятельно разработанную норму расхода ГСМ в качестве временной. В дальнейшем может применяться норма, разработанная научной организацией, осуществляющей разработку таких норм по специальной программе-методике (например Научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта).
Разработка нормы может быть заказана учреждением самостоятельно (при наличии финансовых возможностей). В то же время она может быть доведена до организации в порядке, установленном вышестоящей организацией. Это связано с тем, что на балансах госучреждений обычно числится ограниченное количество наименований автомобильной и иной техники, поэтому вышестоящая организация может заказать разработку норм по новым моделям (маркам, модификациям) самостоятельно, а затем довести эти нормы до подведомственных организаций.
Таким образом, при отсутствии норм расхода ГСМ для отдельных марок (модификаций) автомобилей, в частности для автомобиля DAEWOO NEXIA с объемом двигателя 108.8 см./куб., утвержденных Методическими указаниями, учреждение может руководствоваться:
1) распорядительными документами региональных органов исполнительной власти;
2) нормами, разработанными по индивидуальным заявкам в установленном порядке специализированными научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике;
3) самостоятельно разработанными нормами исходя из информации, указанной в документах производителя автомобильной техники, утвержденными приказом руководителя учреждения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

Ответ прошел контроль качества

28 января 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики