Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

19.02.2013
ВОПРОС:
Потребитель непреднамеренно удалил наклейку с заводским номером с крупной бытовой техники (холодильник) в период течения гарантийного срока.
Должен ли проводиться гарантийный (бесплатный для потребителя) ремонт указанной техники в случае ее поломки?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Право покупателя на бесплатное устранение недостатков товара в пределах гарантийного срока законом не поставлено в зависимость от наличия на товаре информации о его заводском номере.

Обоснование вывода:
Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков предусмотрены в ст. 18 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-I). Пунктом 1 этой статьи предусмотрено в том числе и право потребителя потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара.
Согласно п. 6 ст. 5 Закона N 2300-I изготовитель товара вправе устанавливать на него гарантийный срок - период, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатка изготовитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя, установленные ст.ст. 18, 29 Закона N 2300-I. Если гарантийный срок не установлен изготовителем, то его вправе установить продавец (п. 7 ст. 5 Закона N 2300-I).
В соответствии с п. 1 ст. 19 Закона N 2300-I потребитель вправе предъявить предусмотренные статьей 18 этого закона требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности. Аналогичная норма в части сроков обращения с требованиями в отношении недостатков товара содержится и в п. 3 ст. 477 ГК РФ.
При этом возможность удовлетворения требований потребителя в отношении недостатков товара ни Законом N 2300-I, ни Гражданским кодексом РФ не поставлена в зависимость от соблюдения потребителем неких условий, не предусмотренных законодательством, в том числе от сохранения им размещенной на товаре наклейки с заводским номером. Соответственно, само по себе отсутствие такой наклейки на товаре не может служить основанием для отказа потребителю в удовлетворении его требований, связанных с недостатками товара.
Хотим отметить, что из-за отсутствия на товаре заводского номера продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) сложнее идентифицировать предъявленный к ремонту товар как тот, в отношении которого фактически был заключен договор купли-продажи. Если у данного лица возникнут обоснованные сомнения в продаже именно этого товара, то покупателю может быть мотивированно отказано в бесплатном устранении недостатков товара (ремонте). В таком случае обоснованность или неправомерность отказа сможет установить только суд, оценив при рассмотрении иска потребителя все обстоятельства дела по своему внутреннему убеждению. В случае необоснованного отказа продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность за просрочку выполнения требований потребителя согласно ст. 23 Закона N 2300-I, ответственность за нарушение прав потребителей, в том числе в виде штрафа в соответствии с п. 6 ст. 13 Закона N 2300-I, а также может быть присужден к компенсации потребителю морального вреда (ст. 15 Закона N 2300-I).
Обращаем Ваше внимание на то, что даже отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, в силу прямого указания не является основанием для отказа в удовлетворении его требований (п. 5 ст. 18 Закона N 2300-I). В подтверждение факта заключения договора купли-продажи потребитель вправе ссылаться на любые доказательства вплоть до свидетельских показаний (смотрите п. 43 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей").

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Соловьев Олег

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария

29 января 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики