Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

19.02.2013
ВОПРОС:
Бюджетное учреждение, не имеющее на своем балансе автомобильных дорог, планирует приобрести дорожные указатели (указывают направление движения к объектам учреждения), которые будут размещены на автодороге федерального значения.
По какой статье (подстатье) КОСГУ в 2013 году следует отражать расходы на приобретение данных дорожных указателей?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Окончательное решение об отнесении такого имущества, как дорожные указатели, к основным средствам (материальным запасам) может быть принято только соответствующими должностными лицами учреждения исходя из конкретных характеристик приобретаемых активов.
Как правило, дорожные указатели относят к основным средствам и приобретают за счет статьи 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ.
В то же время вовсе не исключено, что срок полезного использования отдельных видов дорожных указателей, определенный в установленном порядке, не будет превышать 12 месяцев. Приобретение таких активов должно осуществляться за счет статьи 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ.

Обоснование вывода:
При отнесении расходов на конкретные коды бюджетной классификации бюджетные учреждения руководствуются Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 21.12.2012 N 171н.
По общему правилу расходы на приобретение объектов, которые в дальнейшем в соответствии с положениями действующей "Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета...", утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), могут учитываться в составе нефинансовых активов, относятся на соответствующие статьи группы 300 "Поступление нефинансовых активов" КОСГУ:
- расходы на приобретение объектов, относящихся к основным средствам, осуществляются за счет статьи 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ;
- расходы на приобретение объектов, относящихся материальным запасам - за счет статьи 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ.
При принятии решения об отнесении объекта к основным средствам одновременно должны выполняться критерии, установленные п.п. 38, 39, 41 Инструкции N 157н. При этом данные объекты не должны прямо относиться к материальным запасам в соответствии с п. 99 Инструкции N 157н, не должны относиться к материальным объектам, находящимся в пути или числящимся в составе незавершенных капитальных вложений, товарам, готовой продукции.
Обратите внимание: любое решение об отнесении материальных ценностей к соответствующей группе нефинансовых активов (основные средства или материальные запасы) является субъективным - оно основывается на профессиональном суждении конкретных должностных лиц учреждения, в котором будет осуществляться использование (эксплуатация) имущества. Именно поэтому специалисты финансового ведомства указывают: такие решения относятся к компетенции сотрудников госучреждения, которые обладают полной и достоверной информацией, необходимой для их принятия (смотрите, в частности, письмо Минфина России от 27.02.2012 N 02-07-10/534).
Иными словами, учреждение самостоятельно относит объект к основным средствам либо материальным запасам с учетом его предназначения, срока полезного использования, возможности осуществления самостоятельных функций (смотрите также постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2011 N 18АП-6963/11).
Одним из главных критериев отнесения объекта к основным средствам является срок его полезного использования - он должен быть более 12 месяцев (п. 38 Инструкции N 157н).
Подробный порядок определения срока полезного использования объекта приведен в п. 44 Инструкции N 157н. При этом, если с учетом содержания ОКОФ и Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1, не представляется возможным определить срок полезного использования актива, то он может быть определен в установленном порядке на основании документов производителя или на основании решения соответствующей комиссии. Соответственно, на основании данного решения объект относится к основным средствам или материальным запасам.
Так, например, ОКОФ содержит код 14 3599411 "Знаки дорожные со световозвращающей поверхностью", в соответствии с которым, согласно Классификации, может быть установлен срок полезного использования дорожного знака, равный 10 годам.
Таким образом, дорожные указатели обоснованно могут быть отнесены к основным средствам, а соответственно, и оплачены по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ.
Подобный порядок применяется как отдельными публично-правовыми образованиями*(1), так и рекомендуется отдельными специалистами*(2).
Однако как такая позиция не однозначна.
Не исключено, что срок полезного использования отдельных видов дорожных указателей, определенный в установленном порядке, не будет превышать 12 месяцев, а соответственно, и приобретение таких активов должно будет осуществляться за счет статьи 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ.
В заключение хотим обратить Ваше внимание на следующие моменты, имеющие отношение к рассматриваемой ситуации.
1. Согласно положениям ч. 8 ст. 26 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей на автомобильных дорогах допускается при наличии письменного согласия владельца автомобильной дороги. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими установку данных рекламных конструкций, информационных щитов и указателей.
2. Законодательство допускает возможность нахождения объектов имущества учреждения вне его местонахождения (смотрите, например, ст. 385 НК РФ; п. 3.5 "Методических указаний...", утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49).
При этом уплата налога на имущество организаций по объектам основных средств, не являющихся недвижимым имуществом, находящимся вне местонахождения организации, осуществляется в бюджет по местонахождению указанной организации (п. 3 ст. 283 НК РФ).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Статьи 310 "Увеличение стоимости основных средств" и 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ ;
- Энциклопедия решений. Порядок принятия решения об отнесении объекта к основным средствам госучреждения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
государственный советник РФ 3 класса Семенюк Александр

Ответ прошел контроль качества

1 февраля 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.



*(1) Смотрите, например:
- Сводный план муниципального заказа города Твери на 2011 г. (Приложение N 1 к постановлению Главы администрации города Твери от 28.09.2011 N 1707);
- п. 14 "Сводного графика..." (приложение к приказу Управления государственного заказа и организации торгов Воронежской области от 20.07.2010 N 18 о/н);
- п. 1.1.2 Приложения N 1 к Ведомственной целевой программе, утвержденной постановлением администрации г. Минусинска Красноярского края от 11.11.2008 N 1823-П.
*(2) "Ремонтируем дороги" (А.А. Комлева, "Бюджетный учет", N 8, август 2009 г.).

Все консультации данной рубрики