Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

21.02.2013
ВОПРОС:
Обязано ли государственное бюджетное учреждение нового типа руководствоваться Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ?
Если да, то обязано ли оно размещать заказ только путем проведения торгов, в частности для обеспечения теплоснабжения?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Государственные бюджетные учреждения обязаны руководствоваться нормами Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и вправе заключать договоры по итогам запроса котировок или с единственным контрагентом в установленных этим Законом случаях, в том числе для обеспечения теплоснабжения.

Обоснование вывода:
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) этот Закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений. Причем, хотя бюджетные учреждения, не являясь в силу Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ получателями бюджетов, признаются не государственными или муниципальными, а "иными" заказчиками (ч. 1 ст. 4 Закона N 94-ФЗ), а их нужды отделены от государственных и муниципальных (смотрите также ст. 3 Закона N 94-ФЗ), порядок размещения заказов для них установлен единым с размещением заказа для государственных или муниципальных нужд.
Под размещением заказов понимаются действия заказчиков по определению поставщиков, подрядчиков, исполнителей в целях заключения с ними контрактов, а в случае, предусмотренном п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ, - иных гражданско-правовых договоров в любой форме (ст. 5 Закона N 94-ФЗ). Обратим внимание, что бюджетные учреждения во всех случаях заключают гражданско-правовые договоры, а не государственные или муниципальные контракты (ст. 5, ч. 1 ст. 9 этого Закона), хотя в рамках Закона N 94-ФЗ термин "контракты" употребляется для объединенного обозначения всех этих договоров.
Закон N 94-ФЗ не содержит каких-либо оговорок о его применении бюджетными учреждениями в зависимости от получения или неполучения субсидий. При этом в силу ст. 3 Закона N 94-ФЗ нуждами бюджетных учреждений признаются их потребности в товарах, работах, услугах независимо от источников их финансового обеспечения, а установленный Законом N 94-ФЗ порядок, в силу ч. 2 ст. 1 этого Закона, применяется во всех случаях размещения заказа, кроме размещения заказа на услуги международных финансовых организаций, указанных в перечне, утвержденном Правительством РФ.
Отметим, что согласно ч. 13 ст. 33 Закона N 83-ФЗ был установлен переходный период с 1 января 2011 года до 1 июля 2012 года, на протяжении которого бюджетные учреждения, в соответствии с п. 1 ч. 19 той же статьи, являлись получателями бюджетных средств, за исключением бюджетных учреждений, которым решениями федеральных органов исполнительной власти предоставляются субсидии из соответствующего бюджета. Однако это могло вызвать вопрос только относительно того, заключают ли в этот период бюджетные учреждения гражданско-правовые договоры или государственные или муниципальные контракты, но не относительно самой необходимости применения Закона N 94-ФЗ (смотрите также письмо Минфина РФ и Федерального казначейства от 31.12.2010 N 02-03-06/5491/42-7.4-05/5.2-12).
Таким образом, государственные бюджетные учреждения обязаны заключать любые гражданско-правовые договоры на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для любых своих потребностей только по итогам размещения заказа, проводимого в соответствии с Законом N 94-ФЗ.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона N 94-ФЗ заказ может размещаться следующими способами:
1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на биржах).
По общему правилу, установленному ч. 2 ст. 10 Закона N 94-ФЗ, заказ размещается путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных самим этим Законом. Решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с положениями Закона N 94-ФЗ (ч. 3 ст. 10 этого Закона).
Все случаи размещения заказа у единственного поставщика перечислены в ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ. В частности, согласно п. 2 этой части размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если осуществляется оказание услуг водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), подключение (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

Ответ прошел контроль качества

5 февраля 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики