Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Трудовое право
-
22.02.2013
- Каковы действия работодателя в связи с тем, что вновь принятый работник (возраст - 35 лет) не имеет военного билета, хотя является военнообязанным?
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ) граждане обязаны состоять на воинском учёте, за исключением некоторых категорий граждан, поименованных данным пунктом.
Статьёй 65 ТК РФ установлено, что при заключении трудового договора военнообязанные и лица, подлежащие призыву на военную службу, предъявляют работодателю документы воинского учёта.
В силу п. 28 Положения о воинском учёте, утверждённого постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (далее - Положение), документами воинского учёта являются:
а) удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, - для призывников;
б) военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) - для военнообязанных.
Однако трудовое законодательство не содержит норм, согласно которым предъявление работником приписного свидетельства, равно как и отсутствие у работника документов воинского учета (в данном случае - военного билета), признавалось бы основанием для отказа в заключении трудового договора. Запрещается отказывать в заключении трудового договора по каким-либо основаниям, не связанным с деловыми качествами работника, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (ст. 64 ТК РФ). Поэтому вопрос о заключении трудового договора в рассматриваемой ситуации должен был решаться в зависимости от того, соответствуют ли деловые качества работника требованиям работодателя, а также от того, достигнуто ли между работником и работодателем соглашение по всем существенным условиям трудового договора.
Отсутствие у работника военного билета не является также основанием для прекращения с ним трудового договора (глава 13 ТК РФ).
Таким образом, как заключение трудового договора при указанных в вопросе обстоятельствах, так и продолжение трудовых отношений с работником не могут повлечь каких-либо неблагоприятных последствий для работодателя.
Согласно п. 9 Положения организациями осуществляется воинский учёт граждан по месту их работы в соответствии с законодательством РФ, Положением и методическими рекомендациями, разрабатываемыми Министерством обороны РФ (смотрите Методические рекомендации Генерального штаба Вооруженных Сил РФ по ведению воинского учета в организациях (официально не опубликованы), далее - Методические рекомендации).
Организация-работодатель обязана разъяснять гражданам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учёту; осуществлять контроль за их исполнением; информировать граждан об ответственности за неисполнение указанных обязанностей (пп. "в" п. 30 Положения).
На организацию-работодателя возложена обязанность по информированию военных комиссариатов о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации (пп. "г" п. 30 Положения), а также по определению граждан, подлежащих постановке на воинский учет по месту работы, и (или) принятию необходимых мер к постановке их на воинский учет (пп. "а" п. 31 Положения). Работники, осуществляющие воинский учет в организациях, обязаны информировать военные комиссариаты о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета (пп. "г" п. 27 Методических рекомендаций). Наконец, в двухнедельный срок со дня заключения трудового договора с лицом, подлежащим воинскому учету, организация обязана сообщить об этом в соответствующий комиссариат (пп. "а" п. 29 Методических рекомендаций) по форме, приведенной в приложении N 9 к Методическим рекомендациям.
В соответствии с п. 1 ст. 52 Закона N 53-ФЗ граждане, не прошедшие военную службу по достижении ими возраста 27 лет, подлежат зачислению в запас. Обязанность явиться в военкомат с целью получения военного билета ни Законом N 53-ФЗ, ни Положением прямо не установлена. Однако отсутствие военного билета у работника дает основания полагать, что гражданином могли быть допущены те или иные нарушения обязанностей по воинскому учету.
Исходя из этого полагаем, что работодателю в данном случае целесообразно проинформировать военный комиссариат о факте отсутствия у работника предусмотренного законом документа воинского учета. Также следует сообщить самому работнику о необходимости исполнения обязанностей по воинскому учёту и об ответственности за их неисполнение.
Что касается ответственности, то она установлена за неисполнение обязанностей по воинскому учёту в виде несообщения в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учёт, сведений о принятых на работу (учёбу) гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учёте (п. 3 ст. 21.4 КоАП РФ). К такой административной ответственности может быть привлечён руководитель или другое ответственное за военно-учётную работу должностное лицо организации.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Габбасов Руслан
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария
8 февраля 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним