Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
22.02.2013
- Муниципальное учреждение с 01.01.2012 изменило тип на муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения. За учреждением закреплено недвижимое и особо ценное имущество на праве оперативного управления. Собственником имущества является учредитель - администрация района, балансодержателем - учреждение. Финансовое обеспечение деятельности осуществляется за счет средств субсидий на выполнение муниципального задания, средств обязательного медицинского страхования и иной приносящей доход деятельности (собственные доходы учреждения).
За счет какого источника уплачиваются налоги на содержание имущества, находящегося в оперативном управлении (налог на имущество, земельный налог, транспортный налог)?
Уплата учреждением имущественных налогов за счет средств субсидии и средств от приносящей доход деятельности
Согласно п. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" далее - Закон N 7-ФЗ) финансовое обеспечение выполнения бюджетным учреждением муниципального задания осуществляется в виде субсидий из местного бюджета. Такие субсидии предоставляются в соответствии с абзацем первым п. 1 ст. 78.1 БК РФ.
Обратите внимание: финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки (п. 6 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ).
Таким образом, Закон N 7-ФЗ не ставит в зависимость уплату имущественных налогов (налог на имущество организаций, земельный и транспортный налоги), производимую за счет средств субсидии на выполнение муниципального задания, в зависимость от источника приобретения и направления использования соответствующего недвижимого и особо ценного движимого имущества. Поэтому все имущественные налоги в отношении:
- любого недвижимого имущества;
- особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждениями учредителем или приобретенного ими за счет соответствующих средств, выделенных учредителем,
обоснованно могут быть уплачены учреждением за счет средств субсидии на выполнение муниципального задания.
Соответствующие затраты учитываются учредителем при определении нормативных затрат на содержание имущества, устанавливаемых для расчета субсидии на выполнение муниципального задания (смотрите п. 5.1 "Порядка...", утвержденного постановлением администрации г. Кудымкара от 22.06.2012 N 590-01-02, по ссылке: http://www.admkud.ru/vestn/102012.pdf).
Важно понимать, что в сумме полученной учреждением субсидии нормативные затраты не будут обособлены. Обеспечить своевременную и полную уплату имущественных налогов учреждение сможет следующими способами:
1. Рационально расходуя средства субсидии на выполнение муниципального задания, при необходимости перераспределяя расходы между статьями затрат, предусмотренными в Плане финансово-хозяйственной деятельности (смотрите, например, письма Минфина России от 08.10.2012 N 02-13-06/4132, от 09.08.2012 N 02-13-06/3106). При этом учреждение может добиться сокращения расходов по другим статьям затрат, например, путем:
- экономии используемых материальных и денежных средств;
- экономии при потреблении коммунальных услуг (энергосбережение, установка приборов учета и т.д.);
- исключения фактов приобретения неиспользуемого имущества и непроизводительных расходов;
- пересмотра норм компенсаций и иных возмещений расходов сотрудников, выплат в составе фонда оплаты труда, регулируемых локальными нормативными актами;
2. Привлекая для уплаты имущественных налогов средства от приносящей доход деятельности (смотрите также письма Минфина России от 23.01.2013 N 03-03-06/4/6, от 01.10.2012 N 03-05-05-01/57). При этом учреждения могут использовать средства, полученные, например, от:
- реализации излишнего (неиспользуемого) движимого имущества;
- сдачи имущества учреждения в аренду;
3. Путем экономического обоснования необходимости пересмотра учредителем нормативных затрат в части затрат на содержание имущества.
Уплата учреждением имущественных налогов за счет средств по ОМС
Говоря о возможности привлечения для уплаты имущественных налогов средств учреждения от приносящей доход деятельности, остановимся на возможности использования средств по обязательному медицинскому страхованию (ОМС)*(1).
В соответствии со ст. 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании" (далее - Закон N 326-ФЗ) оказание учреждением здравоохранения медицинской помощи, подлежащей оплате за счет средств ОМС, осуществляется на основании договора, заключаемого между учреждением и страховой медицинской организацией.
Оплата медицинской помощи, оказанной учреждением, осуществляется по тарифам на оплату медицинской помощи и в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленным правилами обязательного медицинского страхования (п. 6 ст. 39 Закона N 326-ФЗ).
В свою очередь, структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя прочие расходы (смотрите п. 7 ст. 35 Закона N 326-ФЗ; п. 3.2 "Методики..." (раздел Х Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Пермского края медицинской помощи на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденной Законом Пермского края от 25.12.2012 N 143-ПК)).
Что это за "прочие расходы"?
По нашему мнению, речь идет о прочих расходах, относимых в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ на статью 290 "Прочие расходы" КОСГУ, на которую в числе прочих относятся и расходы на уплату имущественных налогов учреждения*(2).
Так, например, Единой методикой расчета тарифов на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования на территории Пермского края, согласованной решением Краевой согласительной комиссией по тарифам на медицинские услуги в системе ОМС от 20.04.2007 N 2*(3), предусмотрено, что в составе прочих расходов (статья 290 КОСГУ) в структуре тарифа учитываются:
- расходы на уплату налогов и сборов в бюджеты всех уровней;
- расходы на уплату разного рода платежей, государственных пошлин, возмещение застрахованным расходов на приобретение медикаментов по актам СМО.
Таким образом, имущественные налоги могут уплачиваться бюджетным учреждением также и за счет средств по ОМС.
Вместе с тем, учитывая строго целевой характер данных средств, вопрос об уплате имущественных налогов и перечень имущества, по которому данные налоги уплачиваются, целесообразно предварительно согласовать с организацией, утверждающей (согласующей) соответствующую смету доходов и расходов по средствам ОМС.
Так, например, факт уплаты учреждением из средств по ОМС имущественных налогов в полном объеме, включая налоги за имущество учреждения, используемое в рамках муниципального задания (при наличии такого задания и выделении субсидии на его выполнение), по нашему мнению, является безусловным поводом для претензий в нецелевом использовании средств по ОМС.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Субсидия на выполнение госзадания;
- Энциклопедия решений. Содержание движимого имущества бюджетного (автономного) учреждения, приобретенного в рамках приносящей доход деятельности, но используемого для выполнения госзадания;
- Энциклопедия решений. Порядок уплаты налогов в отношении имущества, переданного госучреждением в безвозмездное пользование или аренду;
- Путеводитель по бухгалтерскому учету в бюджетных и автономных учреждениях и органах власти:
Подборка "Нормативные акты и разъяснения". Счет 030312000 "Расчеты по налогу на имущество организаций";
Подборка "Нормативные акты и разъяснения". Счет 030313000 "Расчеты по земельному налогу";
Подборка "Нормативные акты и разъяснения". Счет 030305000 "Расчеты по прочим платежам в бюджет".
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
государственный советник РФ 3 класса Семенюк Александр
Ответ прошел контроль качества
4 февраля 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
*(1) С точки зрения законодательства о некоммерческих организациях, деятельность учреждения в рамках ОМС рассматривается в качестве одного из видов приносящей доход деятельности (собственных доходов учреждения): по данной деятельности не предусмотрено доведение государственного (муниципального) задания, а ее финансовое обеспечение не осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета.
*(2) Данный вывод подтверждается также и содержанием разъяснений специалистов отдельных территориальных ФОМС. Так, специалисты ТФОМС Волгоградской области отмечают, что "согласно Территориальной программе государственных гарантий оказания населению Волгоградской области бесплатной медицинской помощи в структуру расширенного тарифа на медицинскую помощь, оказываемую в рамках территориальной программы ОМС, включены расходы по статье бюджетной классификации РФ 290 "Прочие расходы". На данную статью относятся расходы на уплату налога на имущество. Таким образом, расходы на уплату налога на имущество производятся в соответствии с утвержденной сметой по ОМС и в пределах запланированных сумм по соответствующей статье расходов" (смотрите ответ на вопрос N 4 по ссылке: http://www.volgatfoms.ru/vopros_otvet_kontroms.html).
*(3) Смотрите на сайте ТФОМС Пермского края по ссылке: http://www.pofoms.ru/RegRefInfo/RegInfo/Pages/OMSCommonDocs.aspx.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним