Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

26.02.2013
ВОПРОС:
Заказчик - казенное учреждение заключает договор, предмет которого:
- выполнение работ по техническому обслуживанию средств связи (оплачивается по ст. 225 КОСГУ);
- выявление и устранение мелких неисправностей, связанных с эксплуатацией АТС и телефонных аппаратов (ст. 225 КОСГУ);
- работы, связанные с монтажом средств связи (ст. 226 КОСГУ) и сложным ремонтом аппаратуры (ст. 226 КОСГУ), требующие больших затрат, оплачиваются отдельно один раз в квартал по представленному счету с обязательным заключением дополнительного соглашения о согласовании суммы затрат.
Правильно ли прописывать в одном договоре виды работ, оплачиваемые по разным статьям КОСГУ?
ОТВЕТ:

При отнесении расходов на статьи (подстатьи) КОСГУ казенные учреждения руководствуются положениями "Указаний...", утвержденных приказом Минфина России от 21.12.2012 N 171н (далее - Указания N 171н). При этом отнесение производимых учреждением расходов к соответствующей статье (подстатье) КОСГУ находится в прямой зависимости от экономического содержания производимых операций.
В свою очередь, представление об экономическом содержании осуществляемых операций учреждение может получить из содержания заключаемых договоров (контрактов), а решение об отнесении расходов на статью (подстатью) КОСГУ принять сопоставив соответствующий расход с перечнями, приведенными в Указаниях N 171н.
При этом необходимо учитывать следующее.
1. Статья 421 ГК РФ устанавливает свободу договора. Так, стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами.
Заключение единого договора (контракта), предметом которого является выполнение (оказание) нескольких работ (услуг), различных по экономическому содержанию, не означает, что соответствующие обязательства должны обязательно быть оплачены по какой-либо одной статье (подстатье) КОСГУ.
Относить соответствующие расходы (в случае возможности из выделения в сумме договора) необходимо руководствуясь общим правилом - исходя из экономического содержания. При этом документальное оформление таких операций должно быть соответствующим: прием выполненных работ (оказанных услуг) осуществляется на основании отдельных актов, либо акта в котором выделена стоимость каждой отдельной работы (услуги).
2. Обратите внимание: монтажные работы (монтаж) зачастую являются неотъемлемой частью ремонтных работ, работ, связанных с техническим обслуживанием и устранением неисправностей в работе нефинансовых активов, а также объектов и систем (охранная, пожарная сигнализация, система вентиляции и т.п.), входящих в состав отдельных объектов нефинансовых активов. Так, например:
- с автомобиля может быть снят (демонтаж) для технического обслуживания или ремонта карбюратор, а затем установлен обратно (монтаж);
- для проверки может быть снят (демонтаж) отдельный датчик установленной системы сигнализации, а затем установлен обратно (монтаж) либо установлен дополнительный датчик (монтаж) в отремонтированное помещение;
- на сервер может быть установлен (монтаж) более мощный (или дополнительный) кулер в целях обеспечения (достижения) нормативных показателей работы оборудования и т.п.
Подобные операции, выполненные в рамках договоров, предметом которых является оказание комплекса услуг по техническому обслуживанию (ремонту), учитывая их экономическое содержание: поддержание и (или) восстановление функциональных, пользовательских характеристик объекта, по нашему мнению, могут быть также отнесены на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ, несмотря на содержание в документах формулировки "монтаж"*(1).
Иными словами, действующие нормативные документы:
- "привязывают" расходы именно к экономическому содержанию, в не к формулировкам в документах;
- не позволяют произвольно применять бюджетную классификацию, изменяя формулировку условия о предмете договора.
3. Вместе с тем должностные лица органов Федерального казначейства (финансовых органов)*(2), органов финансового контроля, в вопросах применениям КОСГУ довольно часто формулируют свою субъективную профессиональную оценку. При этом данная оценка может существенно отличаться как от позиции должностных лиц учреждения, так и от оценок других экспертов.
Так, формально, наличие формулировок "установка", "монтаж" может указать вышеуказанным должностным лицам на необходимость применения подстатьи 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.
Как видим, включение противоречивых формулировок (установка, монтаж) в конкретный договор нередко приводит учреждения к определенным сложностям в выборе статей (подстатей) КОСГУ для отнесения расходов, а иногда и к разногласиям с должностными лицами контролирующих органов. Поэтому подобных противоречивых формулировок в договорах, по возможности, лучше избегать.
В заключение напомним, что специалисты финансового ведомства (в письме от 27.02.2012 N 02-07-10/534) отмечают следующее.
При установлении неправильного отнесения расходов на статьи (подстатьи) КОСГУ после проведения комплексного анализа нарушение не может рассматриваться в качестве нецелевого расходования средств в случаях, если:
- соответствующими плановыми документами обусловлены такие расходы с применением данных КОСГУ;
- ошибочные действия совершены неумышленно.
Кроме того, напомним, что ответственность за нецелевое использование бюджетных средств также не может быть применена в том случае, когда исходя из содержания нормативных документов невозможно с очевидностью установить, на какой код бюджетной классификации участнику бюджетного процесса следовало бы отнести осуществленные им расходы (расходы могли бы быть равным образом отнесены на различные коды бюджетной классификации) (п. 14.1 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
государственный советник РФ 3 класса Семенюк Александр

Ответ прошел контроль качества

8 февраля 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.



*(1) В подобных случаях прием выполненных работ (оказанных услуг) осуществляется на основании документов (например единого акта), в которых отдельно не выделяется стоимость каждой операции, а формулировка "монтаж" упоминается, например, в расшифровке (перечне работ), подтверждающей объем работ, количество трудозатрат (например в нормо-часах) и т.д.
*(2) В частности, при принятии к учету соответствующих бюджетных обязательств и санкционировании кассовых расходов.
 

Все консультации данной рубрики