Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

27.02.2013
ВОПРОС:
Имеет ли право (на основании Постановления Правительства РФ от 02.10.2002 N 729) бюджетное учреждение - получатель субсидий возмещать сотрудникам командировочные расходы в размере фактических затрат, превышающих лимит, установленный п. 1 Постановления Правительства РФ от 02.10.2002 N 729?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Бюджетное учреждение вправе производить возмещение расходов, связанных со служебной командировкой, своим работникам в размере фактических затрат, в пределах показателей выплат, отраженных в Плане финансово-хозяйственной деятельности учреждения (с учетом его уточнения).
При этом возможность такого возмещения необходимо предусмотреть коллективным договором или локальным нормативным актом бюджетного учреждения.

Обоснование вывода:
При направлении работника в служебную командировку бюджетное учреждение обязано возместить ему расходы, связанные с этой командировкой (ст. 167 ТК РФ). При этом данные расходы возмещаются работнику не произвольно, а в порядке и размерах, определенных коллективным договором или локальным нормативным актом бюджетного учреждения (ст. 168 ТК РФ, п. 11 постановления Правительства РФ от 13.10.2008 N 749).
Конечно, для отдельных работодателей, в частности учреждений, получающих финансирование из федерального бюджета, нормативно-правовыми документами предусмотрены ограничения в установлении размеров расходов, возмещаемых работникам при направлении их в служебные командировки. Так, размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории РФ, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, установлены постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 N 729 "О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета" (далее - Постановление N 729).
Обратите внимание: даже этот "жесткий" документ не исключает возможности возмещения расходов работников, связанных со служебными командировками, в более высоких, в сравнении с установленными, размерах за счет экономии средств, выделенных из федерального бюджета на содержание соответствующих организаций, а также за счет средств, полученных организациями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (п. 3 Постановления N 729; смотрите также приказы Спецстроя России от 24.05.2012 N 196, Минобороны России от 06.03.2012 N 450).
И если для казенных учреждений применение положений Постановления N 729 - необходимое требование, то что в отношении учреждений бюджетных?
По нашему мнению, бюджетные учреждения не могут рассматриваться в качестве организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, обязанных применять положения Постановления N 729.
Поясним свою позицию.
1. Бюджетные учреждения не являются получателями бюджетных средств (ст. 6 БК РФ; смотрите также письмо Минфина России от 08.10.2012 N 02-13-06/4132).
2. Возмещение расходов в размерах, установленных Постановлением N 729, производится в пределах ассигнований, выделенных из федерального бюджета на служебные командировки (п. 2 Постановления N 729). Осуществляемое же в соответствии с п. 1 ст. 78.1 БК РФ и п. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) финансовое обеспечение выполнения государственного задания федеральных бюджетных учреждений в виде субсидий из федерального бюджета производится общей суммой без обособления отдельных статей затрат, в том числе на служебные командировки.
3. Сами субсидии при этом не являются средствами бюджета (смотрите письмо Минфина России и Федерального казначейства от 26.09.2012 NN 02-13-07/3919, 42-7.4-05/5.1-545), а являются собственными доходами бюджетного учреждения (смотрите письмо Минфина России от 01.10.2012 N 03-05-05-01/57).
4. Бюджетное учреждение самостоятельно:
- распоряжается денежными средствами, как иным движимым имуществом (п. 2 ст. 130 ГК РФ, п. 10 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ);
- отвечает по своим обязательствам (п. 2 ст. 120 ГК РФ).
Таким образом, в данном случае бюджетное учреждение обладает точно такими же правами на самостоятельное установление размеров возмещения командировочных расходов, как и работодатели других организационно правовых форм, не получающих финансирование из федерального бюджета: хозяйственные общества (смотрите, например, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2011 N 09АП-20959/11), индивидуальные предприниматели (смотрите, например, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2012 N 14АП-56/12).
Конечно, суммы субсидий на выполнение государственного задания определяются не произвольно, а рассчитываются на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг в рамках государственного задания (смотрите п. 10 "Положения...", утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 N 671; "Четвертый шаг" п. 9 "Комплексных рекомендаций...", утвержденных письмом Минфина России от 16.05.2011 N 12-08-22/1959). При определении плановых показателей (нормативных затрат) учредителем могут использоваться различные нормы и нормативы, в том числе и предусмотренные Постановлением N 729 (письмо Минфина России от 08.10.2012 N 02-13-06/4132).
Однако это вовсе не значит, что учреждение должно потратить средства субсидии строго до рубля и копейки в соответствии с плановыми показателями.
Документом, определяющим направления использования бюджетным учреждением субсидии на выполнение государственного задания, является план финансово-хозяйственной деятельности учреждения (План ФХД), составляемый и утверждаемый в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении бюджетного учреждения, в соответствии с требованиями, установленными приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н.
Осуществляя выполнение государственного задания, бюджетное учреждение расходует средства субсидии (собственные доходы учреждения) на его выполнение, при необходимости перераспределяя средства между статьями затрат (выплат), предусмотренными в Плане ФХД, направляя образующуюся экономию по одним статьям затрат на выплаты по другим (в том числе и на командировочные расходы), в зависимости от потребности учреждения, с обязательным уточнением Плана ФХД (смотрите также письма Минфина России от 09.08.2012 N 02-13-06/3106, от 12.07.2012 N 02-13-06/2703, от 30.12.2010 N 02-03-06/5448).
Таким образом, по нашему мнению, бюджетное учреждение вправе производить возмещение расходов, связанных со служебной командировкой, своим работникам в размере фактических затрат, в пределах показателей выплат, отраженных в Плане ФХД (с учетом его уточнения).
При этом возможность такого возмещения необходимо предусмотреть коллективным договором или локальным нормативным актом бюджетного учреждения.
В заключение отметим, что бюджетное учреждение несет ответственность за достижение показателей объема и качества, определенных в государственном задании, на выполнение которого предоставляется субсидия. Поэтому вышеуказанное перераспределение средств не должно влиять на выполнение показателей объема и качества государственных услуг, утвержденных в данном задании.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Субсидия на выполнение госзадания;
- Энциклопедия решений. Осуществление бюджетным (автономным) учреждением расходов, которые прямо не учитывались при определении размера субсидии на выполнение госзадания.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
государственный советник РФ 3 класса Семенюк Александр

Ответ прошел контроль качества

7 февраля 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики