Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Трудовое право
-
01.03.2013
- Каков порядок установления должностного оклада руководителя федерального государственного бюджетного учреждения? Необходимо ли подавать за 2012 год сведения о доходах руководителя государственного учреждения?
1. Согласно ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда работников в федеральных государственных учреждениях устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. В настоящее время основным нормативно-правовым актом общего характера в этой области является Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений (далее - Положение), утвержденное постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583.
В соответствии с п. 6 Положения размер должностного оклада руководителя организации определяется трудовым договором и с 1 января 2013 года напрямую не зависит от размера средней заработной платы работников учреждения. Вместе с тем при установлении размера должностного оклада руководителя следует учитывать, что заработная плата руководителя федерального бюджетного учреждения должна находиться в кратном соотношении к средней заработной плате работников этого учреждения в диапазоне от 1 до 8. Причем конкретное соотношение определяется для каждого бюджетного учреждения его учредителем (абз. 6 п. 9 Положения). В состав заработной платы руководителя учреждения включаются должностной оклад, стимулирующие и компенсационные выплаты. Последние могут быть установлены как в процентном отношении к окладу, так и в абсолютном выражении (п. 4, п. 6 Положения). Таким образом, размер должностного оклада руководителя учреждения определяется в трудовом договоре с ним из расчета, что вся заработная плата, включающая, помимо оклада, стимулирующие и компенсационные выплаты, не превышает уровень соотношения средней заработной платы руководителя учреждения и средней заработной платы работников этого учреждения.
Исчисление размера средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя федерального бюджетного учреждения производится в соответствии с порядком, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 08.04.2008 N 167н (далее - Порядок). Хотя абз. 3 п. 7 Положения, во исполнение которого Порядок был принят, с 1 января 2013 года утратил силу, сам Порядок не был официально отменен и, следовательно, может применяться в части, не противоречащей Положению.
В соответствии с п. 3 Порядка средняя заработная плата работников учреждения определяется путем деления суммы окладов (должностных окладов), ставок заработной платы и выплат стимулирующего характера за отработанное время в предшествующем календарном году на сумму среднемесячной численности работников основного персонала учреждения за все месяцы календарного года, предшествующего году установления должностного оклада руководителя учреждения. Как следует из п. 7 Положения, к основному персоналу учреждения относятся работники, непосредственно обеспечивающие выполнение основных функций, для реализации которых создано учреждение. Перечни должностей и профессий работников учреждений, которые относятся к основному персоналу по видам экономической деятельности, устанавливаются федеральными государственными органами и учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. При этом, согласно п. 4 Порядка при определении среднемесячной численности работников основного персонала учреждения учитываются сотрудники, которые:
- работают на условиях полного рабочего времени;
- работают на условиях неполного рабочего времени;
- являются внешними совместителями.
В силу п. 5 Порядка в численности работников основного персонала учреждения, работающих на условиях полного рабочего времени, за каждый календарный день месяца учитываются работники основного персонала учреждения, фактически работающие на основании табеля учета рабочего времени работников. Из данных норм следует, что при исчислении средней заработной платы работников учреждения в расчет принимаются выплаты, произведенные им за отработанное ими время, а средняя численность работников определяется исходя из количества фактически работающих в тот или иной период времени лиц. Следовательно, выплаты, произведенные тому или иному работнику, находившемуся в отпуске, не учитываются при определении средней заработной платы работников учреждения, а он сам в это время не подлежит учету при установлении среднемесячной численности этих работников.
Порядок не содержит правил, которые касались бы вопроса определения среднемесячной численности работников в том случае, когда работник часть месяца работал в режиме неполного рабочего времени, а впоследствии был переведен на работу на условиях полной занятости. Однако в п. 6 Порядка указано, что он применяется не только в том случае, когда сотрудник постоянно работал на условиях неполного рабочего времени, но и тогда, когда он был переведен на такой режим рабочего времени. Полагаем, что данный пункт применим и в обратном случае. Полагаем, сотрудник, работавший в одном месяце на условиях как неполного, так и полного рабочего времени, при определении среднемесячной численности работников подлежит учету пропорционально отработанному им времени.
2. Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 N 2190-р утверждена программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы (далее - Программа). Согласно разделу IV Программы в рамках проведения мероприятий по созданию прозрачного механизма оплаты труда руководителей учреждений в 2012-2013 годах должна быть сформирована нормативная правовая база по представлению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководителя, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также граждан, претендующих на занятие соответствующих должностей.
Так, Федеральным законом от 29.12.2012 N 280-ФЗ ст. 275 ТК РФ была дополнена частью четвертой, вступающей в силу с 1 января 2013 года, которая предусматривает обязанность руководителя государственного (муниципального) учреждения (ежегодно) представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей (смотрите также ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"). Представление указанных сведений руководителем федерального государственного учреждения осуществляется в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации (часть четвертая ст. 275 ТК РФ). На сайте Министерства труда и социальной защиты РФ размещен проект постановления Правительства РФ от 05.10.2012 "О соблюдении лицами, поступающими на работу на должность руководителя федерального государственного учреждения, и руководителями федеральных государственных учреждений части четвертой статьи 275 Трудового кодекса Российской Федерации". Указанным документом будет утверждена, в том числе, и форма справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководителя федерального государственного учреждения (смотрите текст документа, перейдя по ссылке: http://www.rosmintrud.ru/docs/doc_projects/896). Отметим, что на сегодняшний день данный документ не утвержден.
Согласно п. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. В силу ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2012 N 280-ФЗ руководители государственных (муниципальных) учреждений представляют сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей начиная с доходов за 2012 год. Соответственно, руководитель государственного учреждения обязан предоставлять сведения о доходах за 2012 год.
Поскольку на сегодня предусмотрена только обязанность, а сроки и форма предоставления сведений о доходах на не утверждены, по нашему мнению, Вы можете обратиться за разъяснением в орган, уполномоченный на принятие соответствующего документа, то есть Правительство РФ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Павлова Наталия
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим
12 февраля 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним