Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

06.03.2013
ВОПРОС:
На какую статью КОСГУ следует отнести расходы на изготовление государственных регистрационных знаков транспортных средств взамен пришедших в негодность?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы на изготовление государственных регистрационных знаков транспортных средств взамен пришедших в негодность могут быть отнесены на статью 290 "Прочие расходы" КОСГУ.

Обоснование вывода:
Действительно, в ряде случаев государственные регистрационные знаки, присвоенные транспортному средству (ТС) учреждения, могут прийти в негодность и потребуется их замена путем изготовления дубликата знака.
Разрешение на изготовление такого дубликата выдают регистрационные подразделения Госавтоинспекции, а вот непосредственно изготовлением занимаются предприятия - изготовители государственных регистрационных знаков ТС*(1).
Фактически дубликаты государственных регистрационных знаков ТС изготавливаются из материала предприятия-изготовителя (подрядчика).
Казалось бы все ясно. Расходы на приобретение (изготовление из материала подрядчика) объектов, которые в дальнейшем в соответствии с положениями действующей "Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета...", утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), могут учитываться в составе нефинансовых активов, относятся в соответствии с "Указаниями...", утвержденными приказом Минфина России от 21.12.2012 N 171н (далее - Указания N 171н), на соответствующие статьи группы 300 "Поступление нефинансовых активов" КОСГУ. В частности, расходы на приобретение объектов, относящихся материальным запасам, относятся за счет статьи 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ.
Но соответствуют ли понятию "нефинансовых активов", в частности "материальных запасов", государственные регистрационные знаки ТС?
Давайте разбираться.
Согласно положениям параграфа 9 Международного стандарта финансовой отчетности для общественного сектора (МСФО ОС) (IPSAS) 12 "Запасы"*(2) запасами признаются активы (смотрите также п. 98 Инструкции N 157н):
(a) в форме сырья или материалов, предназначенных для использования в процессе производства;
(b) в форме сырья или материалов, предназначенных для использования или распределяемых при предоставлении услуг;
(c) предназначенные для продажи или распределения в процессе операционной деятельности; или
(d) в процессе производства для продажи или распределения.
Конечно, такой объект, как регистрационный знак, имеет материально-вещественную форму, однако учреждение не собирается его ни использовать в деятельности учреждения, ни продавать. Следовательно, регистрационные знаки не соответствуют понятию "нефинансового актива" ("материальных запасов").
Действительно, никому не приходит в голову учитывать на балансе или на забалансовых счетах регистрационные знаки ТС, паспорта и свидетельства на ТС, выданные на автомобили учреждения.
Чем же тогда является регистрационный знак ТС?
Государственные регистрационные знаки транспортных средств относятся к образцам специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и водителей к участию в дорожном движении (п. 1 "Инструкции...", утвержденной приказом МВД России от 27.04.2002 N 390). При этом данный объект, например, не является бланком строгой отчетности.
Согласно Указаниям N 171н расходы по приобретению (изготовлению) специальной продукции подлежат отнесению на статью 290 "Прочие расходы" КОСГУ.
Следовательно, расходы на изготовление государственных регистрационных знаков ТС, взамен пришедших в негодность, обоснованно могут быть отнесены учреждением на статью 290 "Прочие расходы" КОСГУ.

Применение статьи 290 "Прочие расходы" КОСГУ

Ни Инструкцией N 157н, ни Указаниями N 171н, не определены определения и перечни специальной продукции, приобретение (изготовление) которой относится на статью 290 "Прочие расходы" КОСГУ.
Анализ положений отдельных нормативных документов органов власти показывает, что перечни специальной продукции, как правило, определяются уполномоченными органами.
В частности, к специальной продукции отнесены:
1) печатная специальная продукция (п. 67 Административного регламента исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001, далее - Регламент N 1001; "Перечень специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и водителей к участию в дорожном движении...", утвержденный приказом МВД России от 27.04.2002 N 390, далее - Перечень N 390), в том числе бланки:
- водительские удостоверения;
- временные разрешения на право управления ТС;
- паспорта ТС;
- свидетельства о регистрации ТС;
- паспорта шасси ТС;
- свидетельства на высвободившийся номерной агрегат,
а также:
- государственные регистрационные знаки транспортных средств типов 15-18 "Транзит";
- международные водительские удостоверения;
2) другая специальная продукция, необходимая для допуска транспортных средств и водителей к участию в дорожном движении (п. 67 Регламента N 1001, Перечень N 390):
- государственные регистрационные знаки ТС типов 1-10, 19-22;
3) государственные регистрационные знаки и паспорта на машины, удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), временные разрешения к ним, свидетельства о регистрации залога машины (машин) и другая специальная продукция, выдаваемая органами гостехнадзора (п. 6 Положения о государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 13.12.1993 N 1291);
4) бланки разрешений на перевозку крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов по дорогам общего пользования Российской Федерации в международном, межрегиональном (местном) сообщении (смотрите, например, распоряжение Федерального дорожного агентства от 03.11.2010 N 697-р).
В заключение отметим, что самостоятельное отнесение учреждением тех или объектов к специальной продукции и оплата их приобретения (изготовления) по статье 290 "Прочие расходы" КОСГУ, по нашему мнению, являются безусловным поводом для последующих претензий со стороны контролирующих органов.
Кроме того, приобретение (изготовление) отдельных объектов, указанных в вышеприведенном перечне, соответствующих понятию и признакам отнесения объектов к бланкам строгой отчетности (бланки удостоверений, паспортов, свидетельств, разрешений), по нашему мнению, обоснованно может быть отнесено за счет подстатьи 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Классификация операций сектора государственного управления (КОСГУ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
государственный советник РФ 3 класса Семенюк Александр

Ответ прошел контроль качества

14 февраля 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.



*(1) В соответствии с п. 69.1 Административного регламента исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001, изготовление дубликатов государственных регистрационных знаков взамен пришедших в негодность производится предприятиями, определяемыми МВД России при условии предоставления собственником (владельцем) транспортного средства соответствующего регистрационного документа. При этом изготовление дубликатов государственных регистрационных знаков взамен утраченных (похищенных) не допускается.
*(2) Международные стандарты финансовой отчетности для общественного сектора (IPSAS) берутся за основу при реформировании бухгалтерского учета в государственном секторе Российской Федерации.
С текстом МСФООС (IPSAS) можно ознакомиться на сайте Минфина России, перейдя по ссылке: http://www1.minfin.ru/ru/budget/sfo/msfo/.

Все консультации данной рубрики