Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

07.03.2013
ВОПРОС:
ОАО, в уставном (складочном) капитале которого доля государственной собственности составляет не менее 25%, заключило договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Является ли соответствующим действующему законодательству указание обществом в конкурсной документации при размещении заказа в качестве условия оказания услуг - проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности ОАО за текущий год и одновременно за два последующих года?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Заключение по итогам конкурса договора на проведение обязательного аудита, предметом которого является проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности организации более чем за один год, законодательству не противоречит.

Обоснование позиции:
В соответствии с п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон N 307-ФЗ) открытое акционерное общество (далее - общество) подлежит обязательному ежегодному аудиту. При этом ч. 4 ст. 5 Закона N 307-ФЗ установлен особый порядок заключения договора на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности перечисленными в этой части субъектами, в том числе организациями, в уставном (складочном) капитале которых доля государственной собственности составляет не менее 25%. Этими субъектами договор заключается только по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).
Открытые акционерные общества, включая общества, часть акций которых находится в государственной собственности, являются коммерческими организациями и не отвечают признакам государственного, муниципального или иного заказчика, руководствующегося Законом N 94-ФЗ (ст. 4 этого Закона). В том случае, если доля государственного участия превышает 50%, акционерное общество при выборе контрагента для приобретения товаров, работ, услуг по общему правилу обязана руководствоваться нормами Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", который, однако, оговаривает, что на эту ситуацию его действие не распространяется (смотрите п. 7 ч. 4 ст. 1 указанного Закона).
Соответственно, в силу ч. 4 ст. 5 Закона N 307-ФЗ акционерные общества применяют нормы Закона N 94-ФЗ при выборе контрагента для заключения договора на проведение обязательного аудита только в части, регулирующей проведение конкурса. Прочие нормы Закона N 94-ФЗ, в том числе нормы, касающиеся возможности выбора контрагента иными способами, применяться не могут (смотрите письмо Минэкономразвития России от 24 июня 2009 г. N Д05-3176, п. 3 письма Минэкономразвития России от 4 апреля 2011 г. N Д06-1874, а также постановления Тринадцатого ААС от 13.06.2012 N 13АП-7639/12, ФАС Поволжского округа от 10.09.2010 по делу N А72-17634/2009). Равным образом заключаемый по итогам такого конкурса договор не является контрактом, регулируемым нормами Закона N 94-ФЗ (смотрите, например, решение Арбитражного суда Свердловской области от 19.05.2010 N А60-1938/2010-С12).
Ни нормы Гражданского кодекса РФ, ни Закон N 307-ФЗ не обязывают заключать отдельные договоры оказания услуг на проверку каждого года деятельности организации. Руководствуясь принципом свободы договора (п. 4 ст. 421 ГК РФ), в качестве предмета одного договора может быть определено проведение аудиторской проверки нескольких лет. Поэтому указание в конкурсной документации условия о том, что предметом аудиторской проверки будут материалы бухгалтерской (финансовой) отчетности за три года деятельности организации, на наш взгляд, законодательству не противоречит.
Есть, по крайней мере, один пример судебного постановления, рассматривающего спор о заключении аналогичной ситуации договора о проведении обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за период, превышающий один год (смотрите постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.04.2011 N Ф02-1125/11).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пенкин Вадим

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

20 февраля 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики