Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бухучет и отчетность

14.03.2013
ВОПРОС:
С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Достаточно ли при оказании услуг по перевозке грузов оформить только транспортную накладную (не используя товарно-транспортную накладную формы 1-Т)?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
С 1 января 2013 года экономический субъект вправе самостоятельно решить, будет ли он применять указанные унифицированные формы, либо для отражения конкретных хозяйственных ситуаций в бухгалтерском учете и в целях учета расходов при налогообложении разработает свои формы, включив обязательные реквизиты, предусмотренные ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ). Данные формы должны быть утверждены в учетной политике.
Для подтверждения факта осуществления затрат на перевозку грузов автомобильным транспортом достаточно наличия надлежащим образом оформленной транспортной накладной, а для подтверждения факта передачи груза (по его количеству, стоимости) следует оформить документ, например, утвержденный по образцу товарной накладной ТОРГ-12.

Обоснование вывода:
Статьей 9 Закона N 402-ФЗ установлено, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.
При этом частью 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ определено, что формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.
Итак, с 1 января 2013 года упразднена обязанность применять в учете унифицированные формы первичных документов, за исключением тех, которые установлены уполномоченными органами в соответствии и на основании федеральных законов, в частности:
- кассовых и банковских документов, перечисленных в п. 2.1 Положения Банка России от 12.10.2011 N 373-П и п. 2.1, п. 2.4 Положения, утвержденного Банком России от 19.06.2012 N 383-П (смотрите информацию Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012);
- транспортной накладной, обязательной к применению согласно п. 2 ст. 785 ГК РФ, ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" и п. 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 (наряду с коносаментом или иным документом на груз, предусмотренным соответствующим транспортным уставом или кодексом) (письмо Минфина России от 28.01.2013 N 03-03-06/1/36).
В связи с этим с 1 января 2013 года каждая организация (ИП) самостоятельно разрабатывает и утверждает формы первичных учетных документов. В качестве первичных можно утвердить как формы первичных документов федеральных органов исполнительной власти, которыми организации (ИП) пользовались ранее (унифицированные формы), так и формы, разработанные самостоятельно.
Согласно п. 4 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организаций" формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности должны быть утверждены в учетной политике.
Поэтому учетной политикой каждой организации (ИП) должен быть предусмотрен специальный раздел, содержащий формы используемых ею первичных документов. В специальном разделе учетной политики необходимо утвердить как формы, разработанные самостоятельно, так и применяемые унифицированные формы (в случае, если организация продолжает их использовать).
Перечень обязательных реквизитов первичного учетного документа приведен в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ. Такими реквизитами являются:
1) наименование документа;
2) дата составления документа;
3) наименование экономического субъекта, составившего документ;
4) содержание факта хозяйственной жизни;
5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;
7) подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
В налоговом учете основное правило принятия к учету тех или иных затрат изложено в п. 1 ст. 252 НК РФ: расходы должны быть экономически обоснованы, документально подтверждены и направлены на получение дохода. При этом под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, первичные документы, самостоятельно разработанные организацией на основании ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ и включающие обязательные реквизиты, предусмотренные ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, являются документами, разработанными в соответствии с законодательством РФ.
Полагаем, что при разработке собственных форм первичных учетных документов налогоплательщикам безопаснее ориентироваться на унифицированные формы (принять их за образец), так как в данных формах учтены нормы существующего законодательства (например, трудового), а также специфика отдельных отраслей и др.
В отношении указанных форм отметим следующее.
Товарная накладная формы N ТОРГ-12, утвержденная постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132 (далее - Постановление N 132), применяется для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации и является основанием для их списания у передающей стороны и оприходования у принимающей стороны.
Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей формы N ТОРГ-2, утвержденный Постановлением N 132, применяется для оформления приемки товарно-материальных ценностей, имеющих количественные и качественные расхождения по сравнению с данными сопроводительных документов поставщика, и является юридическим основанием для предъявления претензии поставщику (отправителю).
Товарно-транспортная накладная формы N 1-Т (далее - ТТН) предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом (Указания по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету работ в автомобильном транспорте, утвержденные постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78).
Транспортная накладная (далее - ТН), утвержденная в приложении N 4 постановления Правительства РФ от 15.04.2011 N 272, подтверждает заключение договора перевозки груза.
Специалисты Минфина России в письме от 22.12.2011 N 03-03-10/123 отмечают, что в форме ТН содержатся все необходимые сведения о перевозчике, грузоотправителе, грузополучателе, условиях перевозки груза, а также данные, подтверждающие факт транспортировки груза и затраты на такую перевозку.
Специалистами ФНС России в письме от 21.03.2012 N ЕД-4-3/4681@ сделан вывод, что документом, подтверждающим в целях налогообложения прибыли факт осуществления затрат на перевозку грузов автомобильным транспортом, может быть любой из двух документов, оформленный в соответствии с законодательством Российской Федерации: либо ТТН, либо ТН. Обратите внимание, что данное письмо ФНС России должно было быть доведено до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков (смотрите также письмо УФНС России по г. Москве от 02.07.2012 N 16-15/057963@).
Итак, отметим, что обе накладные ТН и ТТН подтверждают расходы на перевозку груза. Основное отличие ТН от ТТН заключается в том, что в первой отсутствует товарный раздел. Если организация решит, что для подтверждения затрат на перевозку груза достаточно оформленной ТН, то все данные о грузе (товаре) должны быть указаны в другом документе, например, утвержденном по образцу товарной накладной ТОРГ-12, так как товарный раздел ТТН, по сути, дублирует информацию, представленную в товарной накладной ТОРГ-12 (письма УФНС России по г. Москве от 11.08.2011 N 16-15/079006@, от 04.08.2011 N 16-15/076716@).
Таким образом, с 1 января 2013 года экономический субъект вправе самостоятельно решить, будет ли он применять указанные унифицированные формы, либо для отражения конкретных хозяйственных ситуаций в бухгалтерском учете и в целях учета расходов при налогообложении разработает свои формы, включив обязательные реквизиты, предусмотренные ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ. Данные формы обязательно должны быть утверждены в учетной политике по бухгалтерскому учету.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, профессиональный бухгалтер Федорова Лилия

Ответ прошел контроль качества

26 февраля 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики