Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Трудовое право

02.08.2011
ВОПРОС:
Произведено изменение типа муниципального автономного учреждения на муниципальное бюджетное учреждение. Нужно ли осуществлять перевод работников? Каков порядок внесения изменения в штатное расписание учреждения, если в новом расписании должность работника должна называться по-другому (меняется только название без изменения условий труда)?
ОТВЕТ:

Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ с 1 января 2011 года внесены изменения в гражданское законодательство. Теперь государственное или муниципальное учреждение может существовать в одном из трех типов: автономного, бюджетного или казенного учреждения (п. 2 ст. 120 ГК РФ).

Согласно части 5 ст. 18 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закона N 174-ФЗ) бюджетное или казенное учреждение может быть создано по решению учредителя автономного учреждения путем изменения его типа. Как следует из ст. 18 Закона N 174-ФЗ, а также п. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ), изменение типа муниципального учреждения не является его реорганизацией. В уставе отражается новое наименование учреждения (п. 3 ст. 14 Закона N 7-ФЗ).

Следует отметить, что в соответствии с гражданским законодательством при реорганизации формально происходит прекращение существования, по крайней мере, одного юридического лица и, по большей части, возникновение нового (п. 4 ст. 57 ГК РФ). Права и обязанности реорганизуемого юридического лица переходят к существующим или вновь возникающим (в зависимости от вида реорганизации) юридическим лицам в порядке универсального правопреемства (ст. 58, п. 1 ст. 129 ГК РФ). Но при смене типа муниципального учреждения этого не происходит, меняются только его наименование и правовой режим имущества, которым оно наделено.

Таким образом, в данном случае учреждение, выступающее в трудовых отношения со своими работниками в качестве работодателя, остается прежним, и о необходимости перевода работников в другую организацию речь идти не может.

Напомним, что согласно ст. 57 ТК РФ работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы являются элементом трудового договора. Как правило, название должности меняется одновременно с изменением круга должностных обязанностей. В такой ситуации имеет место перевод работника (ст. 72.1 ТК РФ).

Однако в данном случае перечень должностных обязанностей работников, то есть само содержание трудовой функции, не меняется, планируется изменить только названия должностей. Полагаем, что в такой ситуации речь не идет об изменении трудовой функции работников. Тем не менее как полное изменение названия должности, так и частичное (например добавление категории), даже при неизменности содержания трудовой функции работника, является изменением условий трудового договора.

В силу ст. 72 ТК РФ изменение условий трудового договора допускается только по заключенному в письменной форме соглашению сторон, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ. Так, согласно ст. 74 ТК РФ по инициативе работодателя допускается изменить любое условие трудового договора, кроме трудовой функции работника, если прежнее условие не может быть сохранено по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины). О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца (часть вторая ст. 74 ТК РФ).

По смыслу ст. 74 ТК РФ между изменениями организационных или технологических условий труда и необходимостью изменения условий трудового договора должна быть причинно-следственная связь. В случае возникновения спора на работодателя возлагается обязанность представить доказательства, подтверждающие, что изменение определенных сторонами условий трудового договора явилось следствием изменений организационных или технологических условий труда, например изменений в технике и технологии производства, совершенствования рабочих мест на основе их аттестации, структурной реорганизации производства, и не ухудшало положения работника по сравнению с условиями коллективного договора, соглашения (п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации").

На наш взгляд, довольно трудно представить такие организационные или технологические изменения условий труда, при которых прежнее наименование должности нельзя было бы сохранить. Поэтому, если таких обстоятельств не имеется, работодателю следует предложить работникам заключить с ним письменные соглашения о внесении изменений в условие трудового договора о названии должности. В этом случае уведомлять работников за два месяца, а также обосновывать причины, по которым меняется наименование должностей, работодателю не требуется.

Согласно п. 2 постановления Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 в бюджетных и автономных учреждениях применяется унифицированная форма N Т-3 "Штатное расписание", утвержденная названным постановлением. Штатное расписание применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации в соответствии с ее учредительными документами. Оно содержит перечень структурных подразделений, наименование должностей, специальностей, профессий с указанием квалификации, сведения о количестве штатных единиц.

Отметим, что закон не обязывает учреждения при изменении их типа вносить какие-либо изменения в штатное расписание. Однако в рассматриваемом случае необходимость внесения изменений в штатное расписание обусловлена изменением наименований должностей работников.

Согласно Указаниям по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденным Постановлением N 1, штатное расписание утверждается приказом (распоряжением), подписанным руководителем организации или уполномоченным им на это лицом. Изменения в штатное расписание вносятся также в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя организации или уполномоченного им на это лица.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

Все консультации данной рубрики