Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бухучет и отчетность

19.03.2013
ВОПРОС:
На каком счете отражается плата за негативное воздействие на окружающую среду?
Какая ответственность предусмотрена за неуплату платежей за загрязнение окружающей среды?
ОТВЕТ:

I. Бухгалтерский учет

В соответствии с п. 4 ПБУ 10/99 "Расходы организации" (далее - ПБУ 10/99) расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы.
К прочим расходам относятся расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности.
Согласно п. 5 ПБУ 10/99 в бухгалтерском учете плата за негативное воздействие на окружающую среду признается расходом по обычным видам деятельности.
Пунктом 8 ПБУ 10/99 установлено, что для целей управления в бухгалтерском учете организуется учет расходов по статьям затрат. Перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно.
В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (далее - Инструкция), утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, указанные расходы отражаются в бухгалтерском учете по дебету счета учета затрат, например, по дебету счета 20 "Основное производство", или 26 "Общехозяйственные расходы", или 44 "Расходы на продажу".
В соответствии с п. 8 письма Минфина РФ N ПЗ-7/2011 "О бухгалтерском учете, формировании и раскрытии в бухгалтерской отчетности информации об экологической деятельности организации" плата за негативное воздействие на окружающую среду включена в перечень текущих расходов. При этом согласно п. 10 указанного письма рекомендуется вести обособленный учет (на дополнительно вводимых субсчетах) платы за сверхнормативные выбросы с целью получения необходимой информации для отражения в бухгалтерском учете постоянных разниц в соответствии с ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций". Обращаем Ваше внимание на то, в соответствии с п. 11 указанного письма на счете 91 "Прочие доходы и расходы" рекомендуется отражать только информацию о штрафах и выплатах по искам за нарушение природоохранного законодательства, плата за сверхнормативные выбросы не упомянута.
В письме Минфина России от 27.01.2012 N 07-02-18/01 "Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2011 год" для целей раскрытия организациями в бухгалтерской отчетности указанной информации рекомендовано учитывать вышеназванное письмо.
Поскольку плата за негативное воздействие на окружающую среду имеет неналоговый характер, что установлено Определением Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 N 284-О, полагаем, что методологически правильно учитывать ее с применением счета 76.
Таким образом, полагаем, в бухгалтерском учете суммы платы за загрязнение и в пределах, и сверх нормативов, в пределах допустимых лимитов оформляются следующими проводками:
Дебет 20 (26, 44) Кредит 76, субсчет "Расчеты по плате за загрязнение окружающей среды"
- начислена плата за загрязнение в пределах допустимых нормативов;
Дебет 20 (26, 44), субсчет "Не принимаемые для целей налогообложения" Кредит 76, субсчет "Расчеты по плате за загрязнение окружающей среды"
- отражена плата за выбросы сверх лимита.
При этом в случае применения организацией ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" возникающая постоянная разница образует постоянное налоговое обязательство, что отразится в бухгалтерском учете проводкой:
Дебет 99 Кредит 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль"
- отражено постоянное налоговое обязательство (величина которого определяется как произведение суммы платы за сверхлимитное размещение отходов и ставки налога на прибыль).

II. Ответственность за неуплату платежей за загрязнение окружающей среды

Организации, которые своевременно не внесли плату за негативное воздействие на окружающую среду, к налоговой ответственности в соответствии с НК РФ не привлекаются, так как данная плата не является налогом.
Вместе с тем невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа: на должностных лиц - от 3 000 рублей до 6000 рублей; на юридических лиц - от 50 000 рублей до 100 000 рублей (ст. 8.41 КоАП РФ). Методические рекомендации по привлечению к административной ответственности лиц, совершивших административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.41 КоАП РФ, утверждены приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 04.05.2012 N 213.
Привлечение к административной ответственности возможно только при наличии надлежащих доказательств (постановление Президиума ВАС РФ от 17.03.2009 N 14561/08).
При этом в соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения, предусмотренные ст. 8.41 КоАП РФ, составляет 1 год со дня совершения административного правонарушения. Как разъяснил Пленум ВС РФ в п. 14 постановления от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ", в случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Пивоварова Марина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

1 марта 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики