Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бухучет и отчетность

20.03.2013
ВОПРОС:
Организация осуществляет перевозку горной массы автосамосвалами.
Каков порядок списания шин до истечения нормативного срока в бухгалтерском учете и для целей налогообложения прибыли?
ОТВЕТ:

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете автомобильные шины, приобретенные отдельно от автомобиля, отражаются на счете 10 "Материалы" в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (далее - План счетов) и инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.
В соответствии с п. 93 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н (далее - Методические указания), при передаче в эксплуатацию материалы списываются на счета учета затрат.
При этом стоимость автомобильных шин списывается со счета 10 "Материалы", субсчет 10-5 "Запасные части", в дебет счета учета затрат, например счета 20 "Основное производство" (п.п. 93 и 95 Методических указаний, п.п. 5, 7 ПБУ 10/99).
Таким образом, автомобильные шины, списанные в производство, на счетах бухгалтерского учета не отражаются. Однако для осуществления контроля автомобильные шины необходимо учитывать на забалансовом счете.
Отметим, что в настоящее время норм, регламентирующих эксплуатацию автомобильных шин, нет. Следовательно, организации необходимо в своей учетной политике закрепить собственные нормы, используя для этого, например, нормы, содержащиеся Временных нормах эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств. При этом в письме от 11.05.2010 N 03-03/08-269пс Минтранс России сообщает, что постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 720 принят технический регламент "О безопасности колесных транспортных средств", вступающий в действие 23 сентября 2010 года. До вступления в действие указанного технического регламента документ "Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств" РД 3112199-1085-02 продолжает действовать.
Кроме того, в соответствии с пп. 5.1 п. 5 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, эксплуатация транспортных средств запрещается при наличии у легковых автомобилей шин с остаточной высотой рисунка протектора менее 1,6 мм, грузовых автомобилей - 1 мм, автобусов - 2 мм.
Очевидно, что высота протектора зависит не только от пробега шин, но и условий эксплуатации. То есть автомобильные шины могут быть сняты с эксплуатации также в случае недопустимости их дальнейшего использования по причине их повреждений. В таком случае автомобильные шины оцениваются экспертной комиссией на основании акта на списание. Данный акт будет являться основанием для снятия шин с эксплуатации, установки вместо них новых и отражения этих операций на счетах бухгалтерского учета. Далее шины подлежат оприходованию на склад по стоимости отходов. Наличие и движение изношенных шин и утильной резины учитывается на субсчете 10-6 "Прочие материалы" как утильсырье.
Пунктом 111 Методических указаний, установлено, что отходы, образующиеся в подразделениях организации, собираются в установленном порядке и сдаются на склады по сдаточным накладным с указанием их наименования и количества. Стоимость отходов определяется организацией исходя из сложившихся цен на лом, утиль, ветошь и т.п. (то есть по цене возможного использования или продажи).
При этом порядок дальнейшего учета будет зависеть от возможности дальнейшей реализации шин. В случае предполагаемой их реализации утилизация шин может производиться путем заключения договора со специализированной организацией, занимающейся утилизацией шин.
Согласно п. 54 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, материальные ценности, остающиеся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию предметов, приходуются по рыночной стоимости на дату списания и соответствующие суммы зачисляются на финансовые результаты у коммерческой организации, то есть в бухгалтерском учете отходы, остающиеся от списания материальных ценностей (утильсырье), относятся в кредит счета 91 "Прочие доходы и расходы":
Дебет 10, субсчет 10-6 "Прочие материалы" Кредит 91
- изношенные шины приняты к учету как утильсырье.
Сдача изношенных шин специализированной организации оформляется в бухгалтерском учете как обычная реализация материалов. Доход от продажи материально-производственных запасов учитывается в составе прочих доходов (п. 7 ПБУ 9/99):
Дебет 62 Кредит 91
- признан доход от продажи шин специализированной организации.
При этом утилизируемые шины списывается со счета 10 субсчета 10-6 "Прочие материалы" и отражаются как прочие расходы организации в соответствии с п. 11 ПБУ 10/99 "Расходы организации":
Дебет 91 Кредит 10, субсчет 10-6 "Прочие материалы"
- списана стоимость реализованных шин;
Дебет 91 Кредит 68
- начислен НДС.
Пункт 1 ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) определяет, что право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом МПР России от 02.12.2002 N 786, покрышки отработанные относятся к 4 классу опасности.
В том случае, если шины не предполагается реализовывать, или шины подлежат утилизации в качестве опасных отходов, в таком случае они не будут отражаться на счетах бухгалтерского учета по рыночным ценам, их выбытие (передача для утилизации) отражается списанием по кредиту забалансового счета.
Передача таких отходов в переработку находит отражение и в журнале учета образования и движения отходов, и в разделе 4 "Размещение отходов производства и потребления". Данные журнала учета образования и движения отходов удостоверяются договорами с профильными фирмами и актами выполненных работ. Фактический объем отходов подтверждается справкой специализированной организации.
Аналогичная ситуация возникает и в тех случаях, когда изношенные в процессе эксплуатации камеры и покрышки с текстильным и металлическим кордом, не подлежащие восстановлению, сдаются организации-переработчику для утилизации за плату. Фактический объем утиля, переданного в переработку специализированной организации, указывается в актах выполненных работ.

Налоговый учет

Расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат (п. 1 ст. 260 НК РФ).
Приобретенные автомобильные шины организация может учесть в налоговом учете в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ, либо в составе материальных расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ.
При этом вопрос о признании поврежденных шин возвратными отходами для целей налогообложения является неоднозначным.
В соответствии с п. 6 ст. 254 НК РФ под возвратными отходами понимаются остатки сырья (материалов), полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), частично утратившие потребительские качества исходных ресурсов (химические или физические свойства) и в силу этого используемые с повышенными расходами (пониженным выходом продукции) или не используемые по прямому назначению.
Не относятся к возвратным отходам остатки материально-производственных запасов, которые в соответствии с технологическим процессом передаются в другие подразделения в качестве полноценного сырья (материалов) для производства других видов товаров (работ, услуг), а также попутная (сопряженная) продукция, получаемая в результате осуществления технологического процесса.
При этом важным фактором в данном случае является то, что остатки могут быть признаны возвратными отходами в целях налогообложения, если они частично утратили свои потребительские качества и не используются по назначению.
Из буквального прочтения нормы (п. 6 ст. 254 НК РФ) шины, подлежащие утилизации, не пригодные к дальнейшему использованию, не признаются возвратными отходами. Однако, по нашему мнению, при выбытии шин ранее срока их нормативного использования возможно использовать данную норму и уменьшить сумму материальных расходов на стоимость возвратных отходов, определенную одним из методов пп. 2 п. 6 ст. 254 НК РФ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Бабинцев Алексей

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

1 марта 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики