Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бухучет и отчетность

25.03.2013
ВОПРОС:
Какой перечень лиц, которые имеют право подписывать первичные учетные документы, устанавливается в связи с принятием Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"?
ОТВЕТ:

В связи с принятием Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) и введением его в действие с 1 января 2013 года произошли изменения и в требованиях к составлению первичных учетных документов.
Одно из основных изменений - это упразднение обязанности применять в учете унифицированные формы первичных документов. Согласно ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. То есть с 1 января 2013 года упразднена обязанность применять в учете унифицированные формы первичных документов, за исключением тех, которые установлены уполномоченными органами в соответствии и на основании федеральных законов (например, кассовых документов, смотрите также информацию Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012).
Требования к обязательным реквизитам первичных учетных документов не изменились. Они утверждены ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.
Пунктами 6 и 7 ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ к обязательным реквизитам первичного учетного документа отнесены, в частности, наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события, а также подписи этих лиц с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для их идентификации.
Перечень лиц, которые имеют право подписывать первичные учетные документы, законодательством не установлен. Поэтому в зависимости от принятого в организации порядка оформляемые в этой организации первичные учетные документы (в частности, акт приемки выполненных работ, акт на списание материалов, приходный кассовый ордер и т.п.) могут подписываться любым уполномоченным на это лицом (в том числе руководителем, главным бухгалтером и любым иным лицом, которое уполномочено подписывать первичные учетные документы приказом или доверенностью) либо несколькими уполномоченными лицами одновременно.
Следует отметить, что в нормативных актах отсутствуют указания на минимальное количество подписей, которые должны содержаться в первичном учетном документе, также не содержатся и требования об обязательном подписании таких документов руководителем организации и главным бухгалтером.
Таким образом, каждая организация может самостоятельно разработать и утвердить в своей учетной политике формы первичных учетных документов, которые она будет использовать (либо установить, что в качестве первичных учетных документов будут использоваться ранее применявшиеся формы, такие, например, как ТОРГ-12 и т.п.). При утверждении формы того или иного документа организация вправе предусмотреть и перечни должностей работников (перечни конкретных лиц), уполномоченных на подписание соответствующих документов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Синельникова Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Горностаев Вячеслав

6 марта 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики