Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бухучет и отчетность

26.03.2013
ВОПРОС:
Организация в 1995 году приобрела предметы офисной мебели, и эти объекты были учтены в составе основных средств. В настоящий момент основные средства почти полностью самортизированы.
Можно ли в бухгалтерском учете перевести объекты основных средств в состав материалов, учитывая, что остаточная стоимость составляет менее 40 000 руб., и не уплачивать налог на имущество?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Перевод объектов основных средств, в том числе предметов офисной мебели, в материалы не предусмотрен ПБУ 6/01, несмотря на величину остаточной стоимости. Следовательно, до момента их выбытия (списания с учета), организация обязана учитывать остаточную стоимость этих объектов при определении налоговой базы по налогу на имущество организаций.

Обоснование вывода:
Порядок учета основных средств регулируется ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (далее - ПБУ 6/01), Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н (далее - Методические указания), а также Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденным приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее - Положение N 34н), которое регулирует общие вопросы по учету основных средств.
В соответствии с п. 4 ПБУ 6/01 актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:
а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
По общему правилу стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено ПБУ 6/01 (п. 17 ПБУ 6/01).
При этом начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде (п.п. 21, 24 ПБУ 6/01).
Полагаем, что в отношении предметов офисной мебели указанные выше условия выполнялись, поэтому эти объекты учитываются в составе основных средств и Ваша организация производит начисление амортизации.
Абзацем 4 п. 5 ПБУ 6/01 установлено, что активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные в п. 4 ПБУ 6/01, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 000 рублей за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов (далее - МПЗ).
В соответствии с п. 2 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", утвержденным приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н, в качестве МПЗ принимаются активы:
- используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);
- предназначенные для продажи;
- используемые для управленческих нужд организации.
В соответствии с п. 76 Методических указаний выбытие объекта ОС признается в бухгалтерском учете организации на дату единовременного прекращения действия условий принятия их к бухгалтерскому учету и имеет место в случаях согласно п. 29 ПБУ 6/01:
- продажи;
- прекращения использования вследствие морального или физического износа;
- ликвидации при аварии, стихийном бедствии и иной чрезвычайной ситуации;
- передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал другой организации, паевой фонд;
- передачи по договору мены, дарения;
- внесения в счет вклада по договору о совместной деятельности;
- выявления недостачи и порчи активов при их инвентаризации;
- частичной ликвидации при выполнении работ по реконструкции
- в иных случаях.
Обратите внимание, что ПБУ 6/01 не предусматривает перевода основных средств в категорию МПЗ. Актив учитывается в качестве основного средства до момента его выбытия (списания с учета).
То есть, если объекты основных средств, даже полностью самортизированные, продолжают использоваться организацией, они должны учитываться в бухгалтерском учете организации на счете 01 "Основные средства" в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденным приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации перевод предметов офисной мебели, относящихся к категории основных средств, в материалы невозможен. При этом отметим, что размер остаточной стоимости основных средств не влияет на данный факт.
По вопросу уплаты налога на имущество организаций отметим следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 373, п. 1 ст. 374 НК РФ плательщиками налога на имущество организаций (далее - налогоплательщики) признаются организации, имеющие движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст.ст. 378 и 378.1 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 375 НК РФ налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
Как уже было сказано, п. 29 ПБУ 6/01 предусмотрены случаи выбытия объекта основных средств. До момента выбытия (списания с баланса) основных средств организация признается налогоплательщиком, следовательно, обязана производить исчисление и уплату налога на имущество (письмо ФНС России от 08.02.2010 N 3-3-05/128).
Поскольку ПБУ 6/01 не предусмотрен перевод основных средств в состав МПЗ, то до момента выбытия (списания) основных средств с бухгалтерского учета организация обязана исчислять и производить уплату налога на имущество организаций. Такой вывод косвенно подтверждается и арбитражной практикой (смотрите, например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 12.07.2012 N Ф04-3107/12 по делу N А45-13737/2011).

К сведению:
Федеральным законом от 29.11.2012 N 202-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" пункт 4 ст. 374 НК РФ был дополнен пп. 8, в соответствии с которым не признается объектом обложения налогом на имущество организаций движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Васильева Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга

6 марта 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики