Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
29.07.2011
- Имеет ли право бюджетное учреждение списать с балансового учета автомобили при наличии надлежаще оформленных актов на списание, но без предоставления документов, подтверждающих снятие их с учета в органах ГИБДД МВД России?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
По нашему мнению, снятие автомобиля с регистрационного учета в уполномоченных органах должно осуществляться до оформления в бюджетном учете записей о его списании.
Иной порядок организации бухгалтерского учета, если он прямо не предусмотрен собственником имущества (уполномоченным органом), может стать предметом разногласий с органами финансового контроля.
Обоснование вывода:
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, в случае утилизации (списания) транспортных средств обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России, в которых они зарегистрированы. При этом срок подачи заявления на снятие автомобиля с учета в органы ГИБДД МВД России указанным постановлением не оговорен.
В соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) все осуществляемые организацией хозяйственные операции должны оформляться первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Законом N 129-ФЗ установлено, что первичные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.
Первичные учетные документы, включая документы по учету основных средств, должны составляться в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания.
Согласно п. 9 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н (далее - Инструкция N 162н), бюджетные учреждения (получатели бюджетных средств) выбытие автотранспортных средств оформляют Актом о списании автотранспортных средств N ОС-4а (форма 0306004) (форма данного акта утверждена постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7).
Обратите внимание, что при выбытии транспортных средств, в отличие от выбытия недвижимого имущества, Инструкцией N 162н в качестве обязательного условия отражения в бюджетном учете выбытия активов не предусмотрено требование о приложении к Акту о списании основного средства каких-либо дополнительных документов (в том числе и документов, подтверждающих снятие транспортных средств с учета в подразделениях ГИБДД МВД России).
В то же время Указаниями по применению и заполнению Акта о списании автотранспортных средств N ОС-4а, утвержденными постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7, прямо установлено, что в случае списания автотранспортного средства в бухгалтерию вместе с актом также передается документ, подтверждающий снятие его с учета в ГИБДД МВД России.
Напомним, что данные указания применяются как коммерческими организациями, так и государственными (муниципальными) учреждениями. Однако анализ судебной практики показывает, что коммерческие организации нередко осуществляют списание с баланса автотранспортных средств до снятия их с учета в ГИБДД МВД России, несмотря на приведенное выше требование. При этом им практически никогда не удается отстоять право не платить транспортный налог по списанным объектам, поскольку признание юридических лиц плательщиками данного налога производится на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы (письма Минфина России от 18.02.2009 N 03-05-05-04/01, УФНС России по г. Москве от 12.07.2010 N 20-14/4/072999@, от 20.01.2010 N 20-14/4/003997, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.03.2009 N А33-13239/2007-Ф02-871, 875/2009, ФАС Северо-Западного округа от 03.09.2007 N А56-50465/2006, ФАС Уральского округа от 27.10.2008 N Ф09-7763/08-С3, от 04.09.2008 N Ф09-6258/08-С3, от 18.10.2007 N Ф09-8501/07-С3).
Следовательно, даже если у контролирующих органов не возникнет сомнений в обоснованности списания автотранспортных средств с бюджетного учета до снятия их с регистрации в уполномоченных органах, вполне вероятными остаются претензии по необоснованному осуществлению расходов, связанных с уплатой транспортного налога.
Более того, очень вероятно, что при осуществлении контрольных мероприятий уполномоченные должностные лица из содержания п. 52 "Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета...", утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, могут сделать вывод об отсутствии у учреждения права на списание с балансового учета автотранспортного средства до его снятия с учета в уполномоченных органах.
Дело в том, что в соответствии с данной нормой отражение в бухгалтерском учете выбытия объекта основных средств допускается только после наступления следующих событий:
- утверждения в установленном порядке решения о списании (выбытии) объекта основного средства;
- реализации мероприятий, предусмотренных Актом о списании.
А форма Акта о списании автотранспортных средств (N ОС-4а), по сути, предусматривает осуществление снятия транспортного средства с учета в уполномоченных органах.
В заключение обращаем Ваше внимание на то, что в соответствии с нормами действующего законодательства конкретный порядок списания государственного (муниципального) имущества должен устанавливаться его собственником (уполномоченным органом). В рамках реализации данных полномочий во многих муниципальных образованиях в целях формирования единых подходов к вопросам согласования списания, списания муниципального имущества и отражения данных хозяйственных операций в бюджетном учете прямо предусматривается требование о списании автотранспортных средств только при наличии документов, подтверждающих снятие их с учета в органах ГИБДД МВД России1.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пименов Владимир
-------------------------------------------------------------------------
1 Смотрите, например:
- п. 4.16.7 решения Собрания представителей Переславского муниципального района Ярославской области от 20.08.2009 г. N 195 "Об утверждении Положения "О порядке управления и распоряжения собственностью Переславского муниципального района Ярославской области";
- п. 2.4 решения Совета депутатов муниципального образования - Кадомское городское поселение Кадомского муниципального района Рязанской области от 27.05.2010 N 31 "Об утверждении Порядка списания муниципального имущества, относящегося к основным средствам, являющегося собственностью муниципального образования - Кадомское городское поселение Кадомского муниципального района";
- п. 2.8 решения Городского Собрания городского округа "Город Южно-Сахалинск" от 18.07.2006 г. N 354/18-06-3 "О Положении о списании муниципального имущества городского округа "Город Южно-Сахалинск".
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним