Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бухучет и отчетность

01.04.2013
ВОПРОС:
Организация арендует здание под магазин, в котором осуществляется розничная торговля, подлежащая обложению ЕНВД. Другой деятельности она не ведет. Для осуществления текущего ремонта арендованного здания организацией получен кредит. Ремонтные работы организация планирует производить самостоятельно, поэтому расходы на ремонт состоят только из стоимости приобретаемых материалов.
На балансе организации находится только земельный участок.
Как отразить расходы на ремонт в бухгалтерском учете?
ОТВЕТ:

Согласно п. 1 ст. 650 ГК РФ по договору аренды здания или сооружения арендодатель обязуется передать во временное владение и пользование или во временное пользование арендатору здание или сооружение.
В соответствии с п. 1 ст. 652 ГК РФ по договору аренды здания или сооружения арендатору одновременно с передачей прав владения и пользования такой недвижимостью передаются права на земельный участок, который занят такой недвижимостью и необходим для ее использования.
В случаях, когда арендодатель является собственником земельного участка, на котором находится сдаваемое в аренду здание или сооружение, арендатору предоставляется право аренды земельного участка или предусмотренное договором аренды здания или сооружения иное право на соответствующий земельный участок (п. 2 ст. 652 ГК РФ).
Если договором не определено передаваемое арендатору право на соответствующий земельный участок, к нему переходит на срок аренды здания или сооружения право пользования земельным участком, который занят зданием или сооружением и необходим для его использования в соответствии с его назначением.

Расходы на ремонт арендованного имущества

Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды, затраты, связанные с текущим ремонтом арендуемого помещения, несет арендатор (п. 2 ст. 616 ГК РФ).
При этом в случае, если производится капитальный ремонт, тогда он является обязанностью арендодателя. Опять же, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды (п. 1 ст. 616 ГК РФ).
Таким образом, порядок осуществления расходов на ремонт арендованного имущества (текущий и капитальный) желательно прописать в договоре аренды.
Обращаем Ваше внимание, что глава 26.3 НК РФ не обязывает налогоплательщиков вести налоговый учет (письмо Минфина России от 05.12.2011 N 03-11-11/303).
Следовательно, в рассматриваемом случае производимые организацией расходы не влияют на порядок ее налогообложения.

Бухгалтерский учет

Согласно части 1 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) экономический субъект (в частности коммерческие организации (п. 1 части 1 ст. 2 Закона N 402-ФЗ)) обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с Законом N 402-ФЗ, если иное не установлено Законом N 402-ФЗ.
Перечень лиц, которые могут не вести бухгалтерский учет, определен частью 2 ст. 6 Закона N 402-ФЗ. Среди перечисленных в нем лиц коммерческие организации отсутствуют.
Таким образом, организация, находящаяся на ЕНВД, обязана вести бухгалтерский учет.
В соответствии с инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утверждена приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н) (далее - Инструкция по применению плана счетов) кредит, получаемый организацией на проведение ремонта, отражается в общем порядке по кредиту счета 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам", если срок кредита не более 12 месяцев, или счета 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам", если срок кредита - более 12 месяцев.
При этом формируется следующая проводка:
Дебет 51 Кредит 66 (67)
- денежные средства в виде кредита перечислены на расчетный счет организации.
Проценты, причитающиеся к оплате кредитору являются расходами, связанными с выполнением обязательств по полученным кредитам, на основании п. 3 ПБУ 15/2008 "Учет расходов по займам и кредитам" и согласно п. 4 ПБУ 15/2008 отражаются в бухгалтерском учете обособленно от основной суммы обязательства по полученному кредиту.
В общем случае затраты по полученным кредитам относятся в бухгалтерском учете к прочим расходам организации (за исключением непосредственно связанных с приобретением, сооружением и (или) изготовлением инвестиционного актива, которые подлежат включению в его стоимость (п. 7 ПБУ 15/2008, п. 11 ПБУ 10/99 "Расходы организации")).
Проценты по полученным кредитам признаются прочими расходами того отчетного периода, в котором они произведены, независимо от времени фактической выплаты денежных средств (п.п. 6, 7 ПБУ 15/2008, п. 18 ПБУ 10/99 "Расходы организации").
В соответствии с требованиями п. 8 ПБУ 15/2008 проценты, причитающиеся к оплате кредитору, включаются в состав прочих расходов равномерно, как правило, независимо от условий предоставления кредита. Проценты, причитающиеся к оплате кредитору, могут включаться в состав прочих расходов исходя из условий предоставления кредита в том случае, когда такое включение существенно не отличается от равномерного включения.
Согласно Инструкции по применению плана счетов прочие расходы отражаются по дебету счета 91, субсчет 91-2 "Прочие расходы".
При этом в бухгалтерском учете формируются следующие проводки:
Дебет 91-2 Кредит 66 (67), субсчет "Расчеты по процентам"
- сумма начисленных за месяц процентов отражена в составе прочих расходов;
Дебет 66 (67), субсчет "Расчеты по процентам" Кредит 51
- отражена сумма уплаченных процентов по графику, установленному в кредитном договоре.
Таким образом, всю начисленную сумму процентов необходимо учесть на счете 91, субсчет 91-2 "Прочие расходы".
В соответствии с п. 7 ПБУ 10/99 "Расходы организации" (далее - ПБУ 10/99) расходы на ремонт арендованного имущества, используемого в основной деятельности, отражаются в бухгалтерском учете в составе расходов по обычным видам деятельности.
Пунктом 18 ПБУ 10/99 установлено, что расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления.
Поэтому по общему правилу для целей бухгалтерского учета затраты на текущий ремонт арендованного имущества учитываются в составе расходов в том периоде, к которому они относятся.
При этом согласно вопросу, приобретение материалов для ремонта производится за наличный расчет в розничной торговой сети. Следовательно, денежные средства выдаются подотчетному лицу, которое и приобретает материалы.
Согласно Положению Банка России от 12.10.2011 N 373-П (далее - Положение N 373-П) подотчетное лицо, которому выданы денежные средства, обязано в срок, не превышающий трех рабочих дней после дня истечения срока, на который выданы наличные деньги под отчет, или со дня выхода на работу предъявить главному бухгалтеру или бухгалтеру, а при их отсутствии - руководителю авансовый отчет с прилагаемыми подтверждающими документами. Проверка авансового отчета главным бухгалтером или бухгалтером, а при их отсутствии - руководителем, его утверждение руководителем и окончательный расчет по авансовому отчету осуществляются в срок, установленный руководителем (п. 4.4 Положения N 373-П).
Обращаем Ваше внимание, что согласно части 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), начиная с 01.01.2013, формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.
Утвержденный авансовый отчет является основанием для отражения расходов и (или) оприходования товарно-материальных ценностей в бухгалтерском учете.
Таким образом, при приобретении материальных ценностей за наличный расчет формируются следующие проводки:
Дебет 50 Кредит 51
- получены в банке денежные средства необходимые для приобретения материалов;
Дебет 71 Кредит 50
- выданы денежные средства подотчетному лицу;
Дебет 10 Кредит 71
- материалы приняты к учету;
Дебет 50 Кредит 71
- возвращены неиспользованные подотчетным лицом денежные средства;
Дебет 51 Кредит 50
- сданы в банк неиспользованные денежные средства.
Согласно вопросу производство ремонтных работ осуществляется без привлечения подрядных организаций, следовательно, организация будет использовать приобретенные материалы и труд своих работников, непосредственно выполняющих работы.
При этом в организациях, осуществляющих торговую деятельность, расходы на перевозку товаров; на оплату труда; на аренду; на содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря; по хранению и подработке товаров; на рекламу; на представительские расходы; другие аналогичные по назначению расходы, отражаются на счете 44 "Расходы на продажу".
Таким образом, при производстве ремонтных работ могут быть сформированы следующие проводки:
Дебет 44 Кредит 10
- списана стоимость используемых материалов;
Дебет 44 Кредит 70
- отражена заработная плата сотрудников производящих ремонт;
Дебет 44 Кредит 69
- отражены страховые взносы на заработную плату сотрудников производящих ремонт.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гусихин Дмитрий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воробьев Дмитрий

14 марта 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики