Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

09.04.2013
ВОПРОС:
Федеральное государственное бюджетное учреждение в 2012 году получило бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной собственности РФ. В рамках заключенного договора учреждением был уплачен аванс подрядчику.
Является ли обязательным погашение аванса в рамках выделенных лимитов текущего года до окончания года?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Бюджетное законодательство не содержит требований об обязательном выполнении работ (услуг) в части выплаченного подрядчику аванса до окончания соответствующего финансового года.

Иными словами, наличие дебетового остатка на счете 1 206 00 000 "Расчеты по выданным авансам" на конец отчетного года допустимо.
 

Обоснование вывода:

Согласно п. 3 письма Минфина России и Федерального казначейства от 03.02.2012 NN 02-03-05/367, 42-7.4-05/5.1-64 оплата денежных обязательств при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности РФ в форме капитальных вложений в основные средства организаций на основании заключенных ими государственных контрактов (договоров) осуществляется в порядке, установленном для получателей средств федерального бюджета.

Бюджетное законодательство требует от получателя бюджетных средств заключать и оплачивать договоры (контракты) (то есть принимать бюджетные и денежные обязательства) в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных на соответствующий год (п. 2 ст. 72, ст. 162, п. 3 ст. 219 БК РФ).

В свою очередь, нормы гражданского законодательства предусматривают возможность предварительной оплаты (аванса) выполненной работы по договору подряда (ст. 711 ГК РФ) в случае, когда это предусмотрено соответствующим договором.

Поэтому бюджетные (денежные) обязательства по уплате учреждением в 2012 году аванса подрядчику, предусмотренного договором, принятые в пределах лимитов бюджетных обязательств на соответствующий год, не могут рассматриваться в качестве неправомерных (смотрите, например, п. 1 письма Минфина России от 17.02.2012 N 02-06-07/552, пп. "а" п. 1 письма Минфина России от 21.03.2012 N 02-09-01/952).

При этом бюджетное законодательство не содержит требований об обязательном выполнении работ (услуг) в части выплаченного подрядчику аванса ("погашения" аванса) до окончания соответствующего финансового года.

А согласно последнему абзацу п. 14.1 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 ответственность за нецелевое использование бюджетных средств не может быть применена в случае оплаты за счет средств, выделенных на текущий финансовый год, соответствующих товаров, работ, услуг, которые будут поставляться, выполняться, оказываться в следующем финансовом году. Поэтому в том случае, если какая-то часть аванса "перейдет" на следующий год, не будет ничего экстраординарного.

Иными словами, наличие дебетового остатка на счете 1 206 00 000 "Расчеты по выданным авансам" на конец отчетного года вполне допустимо. Остатки выданных авансовых платежей, числящиеся на конец отчетного периода по соответствующим счетам аналитического учета счета 1 206 00 000 "Расчеты по выданным авансам", отражаются в строке 260 Баланса (форма 0503130) (смотрите п. 17 "Инструкции_", утвержденной приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н).

При этом возможные претензии к учреждению в рассматриваемом случае могут быть связаны:

- с перечислением подрядчику аванса, не предусмотренного договором*(1);

- с непредъявлением учреждением к подрядчику претензий (штрафы, пени), в случае, если выполнение работ (части, этапа работ) было предусмотрено договором в 2012 году;

- с неэффективным использованием бюджетных средств*(2).
 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

государственный советник РФ 3 класса Семенюк Александр
 

Ответ прошел контроль качества
 

21 марта 2013 г.
 

-------------------------------------------------------------------------

*(1) Смотрите, например, вывод 6 в Заключении Счетной палаты РФ по отчету Правительства РФ об исполнении федерального бюджета за 2003 год, представленному в форме проекта федерального закона "Об исполнении федерального бюджета за 2003 год", по направлению деятельности Счетной палаты РФ по контролю расходов федерального бюджета на сельское хозяйство и рыболовство, охрану окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорологию, картографию и геодезию (аудитор Счетной палаты А.В. Назаров) / Раздел II-8 (письмо Счетной палаты РФ от 30.12.2004 N 01-1781/15-10).

*(2) Само по себе включение в договор условия об авансе не может рассматриваться в качестве неэффективного использования бюджетных средств, однако в случае нанесения недобросовестным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) вреда интересам заказчика неприменение этих мер может рассматриваться как признак неэффективного использования бюджетных средств (смотрите, в частности, письмо Росфиннадзора от 27.04.2009 N 43-01-07-25/1813).

Все консультации данной рубрики