Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Налоги

12.04.2013
ВОПРОС:
Организации пришло уведомление - вызов в ИФНС на основании пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ для дачи пояснений в связи с существенным расхождением показателей по реализации в декларациях по НДС и по налогу на прибыль за 2010 год. Буквально в уведомлении цель вызова звучит так: "дать уточнения по поводу расхождений или внести соответствующие изменения в налоговые декларации".
Правомерно ли требование (вызов) налогового органа в указанных обстоятельствах?
ОТВЕТ:

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговым органам предоставлено право вызывать налогоплательщиков на основании письменного уведомления для дачи пояснений в связи с уплатой им налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.

Форма уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) утверждена приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах". Согласно утвержденной форме в уведомлении должно содержаться подробное описание цели вызова налогоплательщика.

Следует отметить, что для проверки правильности исчисления плательщиком налогов, заявленных им в налоговых декларациях, нормами НК РФ предусмотрены специальные процедуры налогового контроля - налоговые проверки, в том числе и камеральные (ст. 88 НК РФ), в ходе которых налоговый орган может потребовать от налогоплательщика представления объяснений и документов. Однако это требование справедливо только для случаев выявления налоговым органом в ходе камеральной налоговой проверки каких-либо ошибок или противоречий в задекларированных налогоплательщиком данных (п. 3 ст. 88 НК РФ). При этом камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Учитывая изложенное, можно предположить, что налоговый орган не вправе на основании п. 3 ст. 88 НК РФ вызывать налогоплательщика для дачи пояснений относительно ошибок или несоответствий, выявленных в налоговой декларации, после окончания срока проведения камеральной проверки.

Однако из положений ст. 82 НК РФ можно сделать вывод, что получение объяснений налогоплательщиков является самостоятельной формой налогового контроля.

Кроме того, как следует из буквального смысла пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, поименованное в нем право налоговых органов не ограничивается периодом проведения налоговых проверок и не ставится в зависимость от осуществления каких-либо иных мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика. Подпункт 4 п. 1 ст. 31 НК РФ фактически не ограничивает возможности налоговых органов по вызову налогоплательщиков в налоговый орган для дачи пояснений по вопросам, связанным с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.

Схожая позиция находит поддержку в арбитражных судах. Так, например, в постановлении ФАС Дальневосточного округа от 23.11.2012 N Ф03-4485/12 по делу N А51-7538/2012 суд признал правомерным вызов налогоплательщика в налоговый орган и вне рамок проведения налоговых проверок в случае необходимости получения от него пояснений по вопросам расчетов с бюджетом с целью побуждения к оценке полноты отражения в учете хозяйственных операций и правильности формирования отчетных данных (дополнительно смотрите постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2012 N 05АП-8308/12). Причем определением ВАС РФ от 25.01.2013 N ВАС-18148/12 отказано в передаче указанного постановления ФАС Дальневосточного округа в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора.

Отметим, что в приведенных материалах арбитражной практики рассматривались ситуации с вызовом налогоплательщиков на заседание Комиссии по работе с убыточными организациями. Однако мы не исключаем возможности распространения приведенной логики судей и на рассматриваемую ситуацию.

В то же время некоторые суды выражают позицию, основанную на том, что вызов налогоплательщика для представления пояснений и документов, в том числе, относительно расхождения данных налоговых деклараций по налогу на прибыль и НДС, не является самостоятельной формой налогового контроля и право налогового органа истребовать у налогоплательщика пояснения и документы без проведения каких-либо мероприятий налогового контроля действующим законодательством не предусмотрено (смотрите, например, постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2013 N 20АП-6713/12, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 04.10.2011 N Ф04-5019/11 по делу N А27-17041/2010). При этом судьи обращают на необходимость отражения в уведомлении не только цели, но и оснований вызова налогоплательщика в налоговый орган.

Таким образом, вопрос относительно правомерности вызова налогоплательщика в налоговый орган в рассматриваемой ситуации является спорным. При этом считаем, что у организации есть шансы признать полученное уведомление (требование) налогового органа неправомерным. Но доказывать это, вероятнее всего, придется в судебном порядке.

Напоминаем, что организация может воспользоваться правом, предоставленным налогоплательщикам пп. 2 п. 1 ст. 21 НК РФ, и обратиться за соответствующими разъяснениями в Минфин России.


 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Гильмутдинов Дамир


 

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий


 

29 марта 2013 г.


 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики