Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

16.04.2013
ВОПРОС:
Влечет ли нарушение подрядчиком требования о личном выполнении работ недействительность договора с субподрядчиком?
Означает ли условие договора подряда, согласно которому ни "одна из сторон не имеет права передавать свои права и (или) обязанности по данному договору третьим лицам без письменного согласия на это другой стороны", необходимость письменного согласия заказчика на привлечение субподрядчиков?
ОТВЕТ:

1. Согласно п. 1 ст. 706 ГК РФ, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.

Подрядчик, который привлек к исполнению договора подряда субподрядчика в нарушение положений пункта 1 ст. 706 ГК РФ или договора, несет перед заказчиком ответственность за убытки, причиненные участием субподрядчика в исполнении договора (п. 2 указанной статьи).

По смыслу приведенных норм привлечение субподрядчика в нарушение условий договора подряда может повлечь для подрядчика гражданско-правовую ответственность в виде взыскания убытков, однако само по себе не является основанием для признания договора субподряда недействительным. Данный вывод подтверждается судебной практикой (смотрите, к примеру, постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2012 N 18АП-12988/11; ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.06.2010 по делу N А19-17335/09; Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2011 N 19АП-9261/10; Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2012 N 11АП-7544/12).

2. В рассматриваемой ситуации договор подряда содержит условие, по которому стороны не вправе передавать свои права и (или) обязанности по договору третьим лицам без письменного согласия на это другой стороны.

При правовой оценке данного условия необходимо учитывать следующее.

В силу п. 3 ст. 706 ГК РФ генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком в соответствии с правилами п. 1 ст. 313 и ст. 403 ГК РФ, а перед субподрядчиком - ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда. Если иное не предусмотрено законом или договором, заказчик и субподрядчик не вправе предъявлять друг другу требования, связанные с нарушением договоров, заключенных каждым из них с генеральным подрядчиком.

Как видно, в приведенных нормах фактически реализован принцип, закрепленный в п. 3 ст. 308 ГК РФ, согласно которому обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон. При этом обязательство может создавать для третьих лиц права в отношении одной или обеих сторон обязательства только в том случае, когда это предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Таким образом, по общему правилу субподрядчик во взаимоотношения генподрядчика с заказчиком не вступает (Обзор Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа "Обобщение судебной практики по делам, рассмотренным в кассационном порядке в первом полугодии 2007 года" (часть 6.5 "Споры, связанные со взысканием единого налога на вмененный доход")). Следовательно, заключение договора субподряда не означает, что те или иные права и обязанности подрядчика, закрепленные в договоре подряда с заказчиком, переходят к субподрядчику.

В свою очередь, на основании п. 1 ст. 382 и ст. 391 ГК РФ права и обязанности, возникшие из обязательства (в том числе и из договора подряда), могут быть переданы стороной договора другому лицу на основании сделки ("уступка права требования", "перевод долга", "цессия"). В этом случае происходит перемена лица в обязательстве (Глава 24 ГК РФ "Перемена лиц в обязательстве").

На наш взгляд, описанное в тексте запроса условие договора, следуя буквальному его прочтению, устанавливает порядок заключения именно таких сделок и его нельзя рассматривать в качестве требования о личном выполнении работ подрядчиком.

Данная позиция находит подтверждение в судебной практике. Так, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 23.06.2011 N 15АП-5954/11 указал, что условие договора о том, что "исполнитель не вправе передавать свои права и обязанности по контракту третье стороне без письменного согласия на то другой стороны", не свидетельствует о невозможности привлечения субподрядчиков, поскольку права и обязанности по контракту в этом случае субподрядчику не переходят. В данном случае речь идет о невозможности без письменного согласия на то другой стороны уступить принадлежащее право требования или перевести имеющийся долг (Глава 24 ГК РФ). Аналогичные оценки подобным условиям договоров давались судами неоднократно (смотрите, например, постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2012 N 17АП-10361/12; Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2009 N 11АП-5758/2009; ФАС Дальневосточного округа от 04.06.2009 N Ф03-2215/2009; Шестого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2009 N 06АП-301/2009; ФАС Уральского округа от 21.07.1999 N Ф09-870/99ГК).


 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Габбасов Руслан


 

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Золотых Максим


 

29 марта 2013 г.


 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики