Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

24.04.2013
ВОПРОС:
Организация осуществляет перевозку своих работников собственными автобусами от места проживания до места работы и обратно.
Должна ли организация с учетом положений части 1 ст. 5 Федерального закона от 14.06.2012 N 67-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном" страховать свою гражданскую ответственность за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу своих работников?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Организация не обязана страховать гражданскую ответственность за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров в связи с осуществлением доставки своих работников до места работы и обратно собственным автомобильным транспортом.

 

Обоснование позиции:

Частью 1 ст. 5 Федерального закона от 14.06.2012 N 67-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном" (далее - Закон N 67-ФЗ) предусмотрено, что независимо от вида транспорта (за исключением метрополитена) перевозчик обязан страховать свою гражданскую ответственность за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров в порядке и на условиях, которые установлены этим федеральным законом. Запрещается осуществление перевозок пассажиров перевозчиком (за исключением перевозок пассажиров метрополитеном), гражданская ответственность которого не застрахована.

Закон N 67-ФЗ устанавливает обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров при перевозках любыми видами транспорта, в отношении которых действуют транспортные уставы или кодексы, при перевозках внеуличным транспортом (за исключением перевозок метрополитеном). Этот федеральный закон не применяется к перевозкам легковыми такси (ч.ч. 2, 4 ст. 1 Закона N 67-ФЗ).

Понятия, используемые для целей Закона N 67-ФЗ, раскрываются в ст. 3 этого федерального закона.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона N 67-ФЗ перевозкой является услуга, признаваемая перевозкой пассажира транспортными уставами или кодексами, а также ст. 31 Закона N 67-ФЗ.

Пункт 2 той же статьи устанавливает, что пассажиром является лицо, признаваемое пассажиром транспортными уставами или кодексами, а также ст. 31 Закона N 67-ФЗ.

Статьей 31 Закона N 67-ФЗ определены особенности применения этого федерального закона к перевозкам пассажиров внеуличным транспортом (за исключением перевозок метрополитеном). Согласно этой норме до дня вступления в силу федеральных законов, регулирующих отношения в области перевозок внеуличным транспортом (за исключением метрополитена), к понятиям "перевозка" и "пассажир" для целей Закона N 67-ФЗ применяются по аналогии положения Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Закон N 18-ФЗ) о перевозках пассажиров в прямом железнодорожном сообщении.

Общие условия перевозок пассажиров автомобильным транспортом, в том числе автобусами, определяется Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Закон N 259-ФЗ).

В соответствии с п. 12 ст. 2 Закона N 259-ФЗ пассажиром признается физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства.

Статья 5 Закона N 259-ФЗ подразделяет перевозки пассажиров на следующие виды:

- регулярные перевозки;

- перевозки по заказам;

- перевозки легковыми такси.

Регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок и относятся к перевозкам транспортом общего пользования. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом (ч.ч. 1, 2 ст. 19, ч. 1 ст. 20 Закона N 259-ФЗ).

Как следует из пп. 1.2.3.3 п. 1.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами (утверждено приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 N 2) деятельность организации по доставке своих работников на производственные объекты с использованием автобусов относится к специальным автобусным перевозкам (не к перевозкам транспортом общего пользования).

Перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме (ч. 1 ст. 27 Закона N 259-ФЗ).

Предмет договора фрахтования определен в ст. 787 ГК РФ. В соответствии с этой нормой по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

Что касается перевозок внеуличным транспортом, то в силу п. 1 ст. 31 Закона N 67-ФЗ, ст. 2 Закона N 18-ФЗ под пассажиром следует понимать физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира.

В рассматриваемой ситуации, как следует из вопроса, доставка работников до (от) места работы осуществляется не транспортом общего пользования, не в соответствии с договором фрахтования (поскольку организация осуществляет перевозку своих работников, а не принимает на себя обязанности фрахтовщика по договору с фрахтователем), кроме того, работники не заключают с организацией договор перевозки. Следовательно, организация в этом случае не является перевозчиком, обязанным страховать свою гражданскую ответственность в соответствии с требованиями Закона N 67-ФЗ.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Ерин Павел

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Золотых Максим

4 апреля 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики