Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

25.04.2013
ВОПРОС:
Можно ли исполнителю расторгнуть договор об оказании услуг с муниципальным заказчиком в случае увеличения объемов работ, что не предусмотрено контрактом?
ОТВЕТ:

Прежде отметим, что муниципальные заказчики заключают договоры (контракты) на приобретение товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) (ч. 1 ст. 1, ст. 4, ст. 5 указанного Закона).

Безусловно, поскольку Закон N 94-ФЗ основан в том числе на Гражданском кодексе РФ (ч. 1 ст. 2 этого Закона) и контракты заключаются в порядке, предусмотренном именно Гражданским кодексом РФ и иными федеральными законами с учетом положений Закона N 94-ФЗ (ч. 2 ст. 9 этого Закона), к контрактам применяются и нормы Гражданского кодекса РФ, если Законом N 94-ФЗ не предусмотрено иного.

Контракт, как и любой договор, является основанием возникновения обязательств (п. 2 ст. 307, п.п. 1, 3 ст. 420 ГК РФ). В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии, в первую очередь, с их собственными условиями.

Согласно п. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

1) при существенном нарушении договора другой стороной;

2) в иных случаях, предусмотренных самим Гражданским кодексом РФ, другими законами или договором.

По соглашению сторон в соответствии с п. 1 ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны, если иное не предусмотрено самим Гражданским кодексом РФ, другими законами или договором.

Законом N 94-ФЗ возможность изменения контракта жестко ограничена.

Прежде всего в соответствии с ч. 4.1 ст. 9 Закона N 94-ФЗ цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением строго определенных случаев, предусмотренных п. 2.1 ч. 2 ст. 55, а также ч.ч. 4.2, 6, 6.2-6.4 ст. 9 Закона N 94-ФЗ. Указанной нормой предусмотрена только возможность снижения цены контракта по соглашению сторон, но только без изменения предусмотренных контрактом количества товаров, объема работ, услуг и иных условий исполнения контракта.

Из этого также следует, что по общему правилу объем оказываемых услуг определяется при заключении контракта и не может изменяться. Это подтверждается тем, что другие нормы Закона N 94-ФЗ специально оговаривают случаи, когда возможно изменение количества товаров, объема работ, услуг по контракту (ч.ч. 4.2, 6 ст. 9 указанного Закона). Так, ч. 4.2 ст. 9 Закона N 94-ФЗ предусмотрена возможность заключения по итогам конкурса или аукциона контрактов на оказание некоторых видов услуг - связи, юридических - по цене единицы услуг без определения твердого объема. А согласно ч. 6 ст. 9 Закона N 94-ФЗ заказчик при исполнении контракта на оказание других видов услуг - медицинских, аудиторских - вправе при изменении потребности изменить не более чем на 10% объем таких услуг. Но в любом случае изменение условий контракта возможно только с согласия поставщика.

Таким образом, муниципальный заказчик не вправе требовать оказания дополнительных услуг, не предусмотренных контрактом. В свою очередь, исполнитель не должен исполнять требования заказчика об оказании дополнительных услуг.

Расторжение контракта, в силу ч. 8 ст. 9 Закона N 94-ФЗ, допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. Помимо оснований, предусмотренных приведенным выше п. 2 ст. 450 ГК РФ, Гражданский кодекс РФ допускает ещё расторжение договора в связи с существенным изменением обстановки - таким, когда обстоятельства изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях (п. 1 ст. 451 ГК РФ).

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Серков Аркадий

Ответ прошел контроль качества

13 апреля 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики