Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Налоги

26.04.2013
ВОПРОС:
Организация является оптовым продавцом печатной продукции. Издатель продает ей журнал с вложением рекламы алкоголя (вложение в виде брошюры). Журнал не является рекламным или эротическим.
Какую ставку НДС применить при реализации журнала в комплекте с брошюрой рекламного характера?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

В данном случае необходимо исходить из того, как будет определена стоимость товара (комплекта). Если стоимость комплекта будет установлена единая, то применение ставки НДС в размере 10% при его реализации будет неправомерным. В такой ситуации налогообложение реализации комплекта должно производиться по ставке 18%. Если стоимости журнала и брошюры будут определены отдельно, то реализация журнала должна облагаться НДС по ставке 10%, а рекламной брошюры - по ставке 18%.

 

Обоснование позиции:

В соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по ставке 10% при реализации периодических печатных изданий и книжной продукции согласно Перечню видов периодических изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, облагаемых при их реализации налогом на добавленную стоимость по ставке 10%, утвержденному постановлением Правительства РФ от 23.01.2003 N 41 (далее - Перечень).

При этом печатные издания и книжная продукция не должны носить рекламного и эротического характера.

Под периодическим печатным изданием понимаются газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.

К периодическим печатным изданиям рекламного характера относятся периодические печатные издания, в которых реклама превышает 40% объема одного номера периодического печатного издания.

В соответствии с п. 2 примечаний к поименованному Перечню соответствие видов продукции, производимой и реализуемой редакциями средств массовой информации, издательствами, издающими организациями и информационными агентствами, продукции, указанной в перечне, подтверждается документами (справками), выдаваемыми Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям (Роспечать) (смотрите также письма Минфина России от 22.11.2011 N 03-07-14/113, ФТС России от 02.04.2010 N 05-12/16078).

Отметим, что данную справку необходимо иметь и оптовому продавцу журналов, поэтому копию справки необходимо запросить у издательства (письмо УФНС России по г. Москве от 30.01.2009 N 19-11/007398).

В рассматриваемой ситуации организация реализует периодическое печатное издание - журнал, не являющийся рекламным и эротическим.

Согласно п. 2 Перечня реализация периодических и продолжающихся изданий (журналов, сборников, бюллетней) печатных, которым присвоен код по классификации ОК 005-93 (ОКП) - 95 2000, облагается НДС по ставке 10%. При этом к данному журналу прилагается брошюра рекламного характера (с рекламой алкогольной продукции).

Отметим, что п. 5 Перечня предусмотрено, что реализация комплектных печатных изданий, которым присвоен код 95 8300 и состоящих из газет, периодических и продолжающихся изданий (журналов, сборников, бюллетеней) из тех групп, которые перечислены под кодовыми обозначениями 95 1000 и 95 2000, собранные в папку, футляр, бандероль, также облагается НДС по ставке 10%. Таким образом, льготная ставка НДС применяется в том случае, если, например, в комплект входят два периодических печатных журнала, не являющихся рекламными и эротическими.

В рассматриваемой ситуации комплект из журнала нерекламного характера и рекламной брошюры не относится к комплектам, перечисленным в п. 5 Перечня.

Отметим, что по данному вопросу нам не удалось найти официальных разъяснений Минфина России и налоговых органов.

При этом в письме Минфина России от 11.11.2009 N 03-07-11/297 рассмотрен вопрос об обложении НДС реализации журнала с вложенным в него компьютерным диском, распространяемым в рекламных целях. Специалисты Минфина России пришли к выводу, что операции по реализации периодических печатных изданий, в частности журналов с вложенными в них компьютерными дисками, распространяемыми в рекламных целях, Перечнем не предусмотрены. Соответственно, при реализации комплекта применяется ставка НДС в размере 18%. Аналогичное мнение было высказано финансистами в письме Минфина России от 13.04.2005 N 03-04-05/11 по вопросу обложения НДС реализации комплекта, состоящего из книжной продукции и записи информации на магнитном носителе.

Иного мнения придерживаются таможенные органы. Так, в письме ФТС России от 26.05.2006 N 05-11/18275 говорится, что приложения на электронных носителях ввозятся в комплекте с периодическими печатными изданиями и классификационными решениями подтверждается один код ТН ВЭД. В отношении таких комплектов оснований для применения ставки НДС в размере 18% не имеется.

Налоговые органы придерживаются третьей позиции. В письме УФНС России по г. Москве от 29.04.2009 N 16-15/042432 рассмотрен вопрос о применении ставки НДС при реализации журнала с вложенным в него компьютерным диском, который не связан с содержанием журнала и признается подарком покупателю. По мнению специалистов налогового органа, реализация журнала должна облагаться НДС по ставке 10%, а налогообложение реализации диска должно производиться по самостоятельному основанию. Отметим, что в письме рассматривается вопрос о налогообложении диска, который содержит рекламную информацию о налогоплательщике и его продукции. Поэтому налоговые органы рассмотрели вопрос о возможности применения нормы пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ в отношении реализации диска.

Согласно пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 рублей, не подлежат обложению (освобождаются от налогообложения) НДС на территории РФ.

В рассматриваемой ситуации данная норма неприменима, так как организация не прилагает к журналу брошюру с рекламой товаров (работ, услуг), реализуемых именно Вашей организацией.

Продавая журналы с вложенной брошюрой, содержащей информацию об алкогольной продукции, Ваша организация оказывает услугу по рекламе товара, представленного в этой печатной продукции.

В постановлении ФАС Московского округа от 04.03.2013 N Ф05-584/13 по делу N А40-83606/2012 суд поддержал позицию налогоплательщика, который при реализации журналов с приложениями применил ставку НДС в размере 10%.

При этом суд исходил из того, что приложения к журналам являются неотъемлемой частью этих журналов, поскольку поименованы в содержании журналов, реализуются в единой индивидуальной упаковке вместе с журналами и отдельно не продаются. Приложения без журналов не представляют самостоятельной ценности для потребителей, их содержание неразрывно связано с содержанием журналов, а их стоимость отдельно от журналов не установлена. Наличие приложений к журналу, которые являются неотъемлемой частью журнала, не лишает журнал признаков периодического средства массовой информации, реализация которого, в соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 164 НК РФ, облагается НДС по ставке 10%. По мнению суда, налоговое законодательство РФ не предусматривает применения различной налоговой ставки в случае реализации журнала с приложением.

В рассматриваемой ситуации содержание журнала и рекламной брошюры не связано между собой, хотя и предполагается их продажа в единой упаковке. Брошюра может распространяться отдельно и представляет самостоятельную ценность для потребителей, хотя и предполагается их продажа в единой упаковке.

По нашему мнению, учитывая изложенную позицию официальных органов, в данном случае необходимо исходить из того, как будет определена стоимость товара. Если стоимость комплекта будет установлена единая, то применение ставки НДС в размере 10% при его реализации будет неправомерным. В такой ситуации налогообложение реализации комплекта должно производиться по ставке 18%. Если стоимость журнала и брошюры будут определены отдельно, то реализация журнала должна облагаться НДС по ставке 10%, а рекламной брошюры - по ставке 18%.

Отметим, что организация может воспользоваться правом налогоплательщика и обратиться за разъяснением по вопросу налогообложения в рассматриваемой ситуации в Минфин России или налоговый орган по месту своего учета (пп.пп. 1, 2 п. 1 ст. 21 НК РФ, пп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ, п. 3 ст. 34.2 НК РФ, пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Вахромова Наталья

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

профессиональный бухгалтер Мягкова Светлана

12 апреля 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики