Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Налоги
-
29.04.2013
- Организация несет расходы по продвижению собственного интернет-сайта, в том числе оплачивает услуги по размещению рекламных материалов на проекте "Яндекс" и оплачивает услуги по размещению контекстной рекламы на сайте.
Нормируются ли данные расходы для целей налогообложения прибыли?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Затраты организации на оплату услуг по размещению рекламных материалов в поисково-информационной системе "Яндекс", размещению контекстной рекламы на интернет-сайте учитываются в составе рекламных расходов в целях исчисления прибыли в полном объеме при условии, что размещаемая реклама содержит информацию о производимых (приобретенных) и (или) реализуемых организацией товарах (работах, услугах), либо о ее деятельности.
Обоснование вывода:
Российское законодательство не содержит понятий "сайт" и "продвижение сайта". В общем случае сайт можно определить как совокупность связанных между собой электронных документов в Интернете, объединенных под одним IP-адресом или доменным именем. В качестве составляющих любого сайта можно выделить компьютерную программу и базу данных, которой эта программа управляет.
Под продвижением сайта, как правило, подразумевается процесс поднятия его рейтинга в поисковых системах.
Википедия определяет "продвижение сайта" как комплекс мер по обеспечению посещаемости сайта целевыми посетителями. Целевые посетители - это потенциальные клиенты, которые заинтересованы в товаре или услуге, представленной на продвигаемом сайте.
Одним из важнейших этапов продвижения сайта является поисковая оптимизация, которая представляет собой комплекс мер по повышению позиций сайта в поисковых системах и, таким образом, позволяет увеличить его целевую посещаемость.
Продвижение сайта обычно осуществляется путем его регистрации в различных поисковых системах, обмена ссылками с другими сайтами, размещения рекламных баннеров и текстовой рекламы на других сайтах, а также ключевых слов в различных поисковых системах и т.п.
Согласно пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, учитываемым при исчислении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ. В свою очередь, п. 4 ст. 264 НК РФ предусмотрено, что к расходам организации на рекламу в целях исчисления налога на прибыль относятся, в частности, расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передачи по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно положениям Закона N 38-ФЗ реклама доводится до потребителя посредством опубликования информации в средствах массовой информации и (или) размещения в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, в том числе в сети Интернет.
Таким образом, если интернет-сайт организации предназначен для распространения информации об организации (являющейся рекламной информацией на основании ст. 3 Закона N 38-ФЗ), считаем, что затраты на его продвижение (в том числе размещение рекламных материалов в поисково-информационной системе "Яндекс", размещение контекстной рекламы на интернет - сайте) могут рассматриваться в качестве расходов на рекламу в целях исчисления прибыли при условии соответствия критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ. Соответственно, размещаемая реклама должна нести информацию о производимых (приобретенных) и (или) реализуемых организацией товарах (работах, услугах) либо о ее деятельности (смотрите также письма Минфина России от 19.11.2012 N 03-03-06/1/591, от 08.08.2012 N 03-03-06/1/390, от 27.09.2012 N 03-03-06/1/505).
При этом расходы по размещению рекламной продукции в сети Интернет, содержащей рекламную информацию об организации или об отдельных услугах, оказываемых организацией, относятся к расходам на рекламу, учитываемым при налогообложении прибыли в полном объеме на основании абзаца второго п. 4 ст. 264 НК РФ (письма Минфина России от 29.01.2007 N 03-03-06/1/41, УФНС России по г. Москве от 16.12.2011 N 16-15/122143@).
Следовательно, рассматриваемые расходы, в силу абзаца второго п. 4 ст. 264 НК РФ, относятся к ненормируемым расходам на рекламу.
Датой осуществления подобных расходов в целях налогообложения в силу пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ признается дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов либо последнее число отчетного (налогового) периода.
Это значит, что услуги, предоставляемые организации на регулярной основе, признаются в составе расходов по мере их оказания в течение срока действия договора.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Овчинникова Светлана
Ответ прошел контроль качества
8 апреля 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним