Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Гражданское право
-
30.04.2013
- Организация закупает продукцию, являющуюся запатентованной полезной моделью, у её производителя в соответствии с договором поставки и перепродаёт её третьим лицам.
Одновременно с товарным знаком правообладателя (средством индивидуализации принадлежащего правообладателю товарного знака) организация (третьему лицу) проставляет на приобретаемую продукцию маркировку, состоящую из аббревиатуры, соответствующей её наименованию, и графического товарного знака.
Правомерны ли действия организации, связанные с нанесением маркировки, в частности, в случае, если маркировка проставляется самостоятельно (своими силами, на своем производстве), и в случае, если заключен договор подряда на простановку маркировки сторонним лицом? Можно ли заключить дополнительное соглашение к договору поставки с производителем продукции, по которому данный производитель будет наносить маркировку и передавать организации продукцию с уже проставленной маркировкой? Имеет ли значение, кому принадлежит наносимый товарный знак: самой организации или иному лицу, а организация лишь имеет право на использование товарного знака в соответствии с лицензионным договором?
Товарным знаком является обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. На товарный знак признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак (п. 1 ст. 1477 ГК РФ).
Исключительное право на товарный знак означает наличие у лица, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателя), права использовать товарный знак любым не противоречащим закону способом, в частности, путем размещения товарного знака на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории РФ, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию РФ. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак, в том числе предоставить другому лицу права его использования в установленных договором пределах в соответствии с лицензионным договором (п. 1 ст. 1233, п.п. 1, 2 ст. 1484 ГК РФ).
По лицензионному договору одна сторона - обладатель исключительного права на товарный знак (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования товарного знака в определенных договором пределах с указанием или без указания территории, на которой допускается использование, применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 1489 ГК РФ).
Лицензионный договор должен предусматривать способы использования товарного знака (п. 6 ст. 1235 ГК РФ).
Согласно п. 3 ст. 1484 ГК РФ никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.
Пункт 6 ст. 1252 ГК РФ предусматривает, что, если различные средства индивидуализации (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение) оказываются тождественными или сходными до степени смешения и в результате такого тождества или сходства могут быть введены в заблуждение потребители и (или) контрагенты, преимущество имеет средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее. Обладатель такого исключительного права может в порядке, установленном ГК РФ, требовать признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку (знаку обслуживания) либо полного или частичного запрета на использование фирменного наименования или коммерческого обозначения.
Как отмечает судебная практика, нарушением исключительного права на товарный знак является введение в хозяйственный оборот товаров, на которых размещен товарный знак, тождественный товарному знаку, в отношении которого предоставлена правовая охрана, или сходное с ним до степени смешения обозначение, без разрешения правообладателя такого товарного знака (смотрите, например, постановления Президиума ВАС РФ от 27.09.2011 N 3602/11, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2013 N 17АП-344/13, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2011 N 14АП-3878/11).
В рассматриваемом случае организация, помимо товарного знака, размещает на реализуемых товарах обозначение, которое, как это следует из вопроса, не является объектом, тождественным средству индивидуализации, принадлежащему правообладателю товарного знака (третьему лицу), либо сходным с ним до степени смешения. Законодательство не запрещает юридическому лицу размещать на товарах наряду с товарными знаками, право на использование которых путем такого размещения предусмотрено лицензионным договором, иные обозначения, в частности коммерческие обозначения, предназначенные для индивидуализации принадлежащих этому юридическому лицу торговых, промышленных и других предприятий (п. 1 ст. 1538 ГК РФ). Размещение такого обозначения на товарах одновременно с товарным знаком, на наш взгляд, не приводит к появлению иного, не предусмотренного лицензионным договором, способа использования этого средства индивидуализации, поскольку не влияет на функцию индивидуализации указанных в вопросе товаров, выполняемую товарным знаком, для осуществления которой и предназначено размещение этого товарного знака как разрешенный лицензионным договором способ его использования.
Иными словами, как это следует из вопроса, размещение организацией на товарах указанной в вопросе аббревиатуры наряду с товарным знаком, правом на использование которого она обладает, не приводит к смешению между этим словесным обозначением и каким-либо средством индивидуализации, принадлежащим упомянутому в вопросе третьему лицу, право на использование которого путем размещения на товарах у организации отсутствует. Размещение такого словесного обозначения на товарах наряду с товарным знаком, используемым на основании лицензионного договора, само по себе не может рассматриваться как нарушение исключительного права третьего лица на товарный знак, поскольку отсутствуют обстоятельства, предусмотренные п. 6 ст. 1252 и п. 3 ст. 1484 ГК РФ.
Что касается способов нанесения маркировки на товары (собственными силами организации, с привлечением подрядчика и т.д.), они не являются способами использования товарного знака как таковыми и не требуют отдельного согласования с правообладателем. Выбор того или иного способа маркировки товаров осуществляется организацией по своему усмотрению исходя из имеющегося у нее права приобретать и осуществлять свои гражданские права своей волей и в своем интересе (п. 2 ст. 1 ГК РФ). Равным образом организация вправе самостоятельно определять способы использования принадлежащих ей средств индивидуализации, в том числе товарного знака, коммерческого обозначения, включая варианты размещения их на товарах, которые она реализует.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел
Ответ прошел контроль качества
9 апреля 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним