Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Гражданское право
-
08.05.2013
- Может ли коммерческая организация (ООО), не являющаяся аудиторской, проводить аудит сторонних организаций, не сопровождающийся выдачей аудиторского заключения?
Имеет ли при этом значение наличие или отсутствие соответствующих кодов ОКВЭД в уставе или ЕГРЮЛ общества? Каков порядок оформления результатов данной деятельности? Каким документом может быть подтвержден факт оказания данных услуг?
Для начала отметим, что аудиторская деятельность, согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон N 307-ФЗ), - деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, а аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности (ч. 3 ст. 1 указанного Закона). Это мнение излагается в аудиторском заключении - официальном документе, предназначенном для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц (ч. 1 ст. 6 Закона N 307-ФЗ).
При этом из ч. 3 ст. 1, ст. 3, ст. 4 Закона N 307-ФЗ следует, что проводить аудит могут только лишь аудиторы (физические лица, имеющие квалификационный аттестат) и аудиторские организации, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций аудиторов, сведения о которых внесены в реестр аудиторов и аудиторских организаций. Причем они должны заниматься только аудиторской деятельностью (ч. 6 ст. 1 Закона N 307-ФЗ).
Таким образом, заниматься аудиторской деятельностью, то есть проводить аудит в том смысле, какой вкладывает в это понятие законодательство, организация, не имеющая статус аудиторской, не вправе.
Вместе с тем коммерческие организации обладают общей правоспособностью, то есть вправе осуществлять любую не противоречащую закону деятельность без каких-либо ограничений (абзац второй п. 1 ст. 49 ГК РФ), за исключением, разумеется, тех видов деятельности, для занятия которыми в соответствии с законом требуется лицензия (абзац третий п. 1 ст. 49 ГК РФ) или выполнение иных требований (как в рассматриваемом случае). Поэтому любая коммерческая организация вправе оказывать услуги по проверке бухгалтерской отчетности других организаций, не сопровождающейся выдачей документа, называемого аудиторским заключением (п. 1 ч. 2 ст. 6 Закона N 307-ФЗ). Разумеется, такая проверка не может подменять собой аудит в тех случаях, когда он должен проводиться по закону (смотрите, например, ст. 5 Закона N 307-ФЗ, п. 2 ст. 11 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", п. 3 ст. 88 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"). Также любая коммерческая организация оказывать услуги, сопутствующие аудиторским, перечисленные в ч. 7 ст. 1 Закона N 307-ФЗ, кроме оценочной деятельности (ст. 4 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации") и иные, схожие с указанными или близкие им.
При этом наличие, равно как и отсутствие, кодов ОКВЭД в уставе или ЕГРЮЛ не влияет на правоспособность общества. Арбитражные суды неоднократно указывали, что коды ОКВЭД предназначены исключительно для классификации и кодирования видов экономической деятельности и информации о них (смотрите, например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.11.2007 N А58-3238/07-Ф02-8696/2007, ФАС Северо-Западного округа от 30.03.2010 N Ф07-2477/2010). Организация только должна, начиная осуществление нового вида деятельности, сообщить об изменении сведений о кодах ОКВЭД в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
В заключение сообщим, что законодательством не установлено особых требований к порядку оформления результатов анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций, не являющегося аудитом, поэтому факт оказания данных услуг, может быть подтвержден путем составления любого документа, например, акта проверки, акта выполненных работ, отчета (смотрите, например, постановления Пятнадцатого ААС от 15.08.2008 N 15АП-3806/2008, ФАС Поволжского округа от 25.10.2007 N А06-2951/2007-24, решение Арбитражного суда Псковской области от 10.02.2010 N А52-5407/2009).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий
18 апреля 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним