Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Гражданское право
-
13.05.2013
- Каковы различия в правомочиях автономного и бюджетного учреждений по передаче в аренду принадлежащего им имущества, находящегося в государственной собственности? Необходимо ли проведение аукциона или конкурса на заключение договора аренды такого имущества?
Бюджетные и автономные учреждения являются некоммерческими организациями, созданными для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (местного самоуправления) в сферах, перечисленных в п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) и ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ).
Имущество автономных и бюджетных учреждений, как закрепленное за ними учредителем, так и приобретенное ими самостоятельно, принадлежит этим организациям на праве оперативного управления (п. 1 ст. 120, п. 1 ст. 296 ГК РФ; п. 9 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ; ч. 1 ст. 3 Закона N 174-ФЗ). Однако объем их прав по распоряжению указанным имуществом, в том числе путем заключения договоров аренды, несколько различается.
Так, и автономное, и бюджетное учреждения вправе самостоятельно распоряжаться любым движимым имуществом, за исключением особого ценного, переданного им собственником или приобретенного за счет выделенных собственником средств (п.п. 2 и 3 ст. 298 ГК РФ, п. 10 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ, ч. 2 ст. 3 Закона N 174-ФЗ). В то же время, если автономное учреждение может также без согласия собственника осуществлять действия по распоряжению недвижимым имуществом, которое было приобретено этим учреждением самостоятельно на средства, поступившие не от собственника, то бюджетное учреждение должно испрашивать такое согласие на распоряжение любым недвижимым имуществом.
Следует также иметь в виду, что передача бюджетным учреждением в аренду принадлежащего ему имущества, независимо от его вида, требует согласия учредителя в случаях, когда договор аренды относится к крупным сделкам (п. 13 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ) или в его совершении имеется заинтересованность руководителя (заместителя руководителя) учреждения, а также лиц, входящих в состав органов надзора за его деятельностью (п.п. 1 и 3 ст. 27 Закона N 7-ФЗ).
Вне зависимости от того, необходимо ли получение согласия собственника на совершение сделки, недвижимое имущество, принадлежащее государственному автономному учреждению, и все виды имущества, принадлежащие государственному бюджетному учреждению, могут быть переданы в аренду только по результатам конкурса или аукциона на право заключения соответствующего договора (п.п. 2 и 3 ч. 3 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"), за исключением случаев, установленных ч. 1 ст. 17 и ч. 4 ст. 53 этого же закона (п. 1 разъяснений Федеральной антимонопольной службы от 05.06.2012).
Если проведение торгов является обязательным, они должны проводиться в форме аукциона, кроме случаев, когда объектом аренды будет являться имущество, указанное в Перечне видов имущества, в отношении которого заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, утвержденном приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 N 67.
Этим же приказом утверждены Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, которые регламентируют процедуры организации и проведения указанных торгов.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Широков Сергей
Ответ прошел контроль качества
15 апреля 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним