Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

15.05.2013
ВОПРОС:
Автономным учреждением приобретены спутниковый телефон и карта эфирного времени (sim-карта) системы спутниковой связи Iridium. У продавца нет лицензии на оказание услуг связи. В договоре телефон и sim-карта поименованы как "товары" и переданы учреждению по товарной накладной. Sim-карта обеспечивает доступ в систему спутниковой связи Iridium, и в ее стоимость включен аванс на оплату услуг спутниковой связи.
На какую статью (подстатью) КОСГУ необходимо отнести расходы, связанные с приобретением sim-карты Iridium, переданной учреждению по товарной накладной как товар?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В рассматриваемом случае расходы учреждения по приобретению sim-карты Iridium следует отнести на подстатью 221 "Услуги связи" КОСГУ.

 

Обоснование вывода:

Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 21.12.2012 N 171н (далее - Указания N 171н), отнесение расходов на тот или иной код бюджетной классификации должно осуществляться учреждением прежде всего исходя из экономического содержания хозяйственной операции, определяемой предметом договора (контракта).

Чем же, с экономической точки зрения, является приобретение sim-карты Iridium в рассматриваемом случае?

Приобретение sim-карты в рамках услуг связи

Система спутниковой связи Iridium представляет собой систему гражданской спутниковой связи, которая имеет виртуальные международные коды и абонентские номера. Идентификация абонентской станции (абонентского устройства), ее доступ к сети подвижной связи, а также защита от несанкционированного использования абонентского номера в данной системе подвижной связи обеспечивается с помощью sim-карты (смотрите также п. 2 Правил оказания услуг подвижной связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.05.2005 N 328).

То есть, по своей сути, sim-карты Iridium во многом аналогичны sim-картам для других устройств подвижной связи, например мобильных телефонов.

Напомним, что согласно Указаниям N 171н плата за приобретение sim-карт для мобильных телефонов, карт оплаты услуг связи и другие аналогичные расходы подлежат отнесению на подстатью 221 "Услуги связи" КОСГУ*(1).

В соответствии с положениями п. 1 ст. 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" и п. 12 "Перечня...", утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 N 87, услуги подвижной спутниковой радиосвязи должны оказываться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании соответствующих лицензий.

Исходя из данных положений некоторые специалисты приходят к выводу, что услуги, оказываемые лицами, не имеющими соответствующих лицензий, не могут рассматриваться в качестве услуг связи.

А как в таком случае быть с применением КОСГУ?

Мы не ставим перед собой задачу оценить правомерность реализации учреждению sim-карты организацией, не имеющей лицензии, в рассматриваемом случае.

Вместе с тем отметим следующее.

1. Указания N 171н ставят применение статей (подстатей) КОСГУ в зависимость от экономического содержания операции, а не в зависимость от наличия (отсутствия) соответствующих лицензий у контрагента. То есть для целей определения КОСГУ важно, "что" мы покупаем, а не у "кого".

2. Продавец sim-карты может выступать в качестве дилера (агента, субагента) по договору с организацией-оператором, сам услуг связи не оказывая. Услуга связи будет оказана абоненту оператором после активизации карты и предоставлению доступа к подвижной сети. Ответственность за качество услуги связи при этом несет производитель услуги - оператор связи (смотрите, например, постановления ФАС Московского округа от 20.03.2013 N Ф05-15699/12 по делу N А40-21809/2012, ФАС Северо-Кавказского округа от 15.02.2013 N Ф08-7647/12 по делу N А32-17381/2011, ФАС Дальневосточного округа от 26.12.2012 N Ф03-5870/12 по делу N А37-2225/2012, ФАС Уральского округа от 07.09.2006 N Ф09-7865/06-С2, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2009 N 15АП-5677/2008).

3. Sim-карты, в отличие от обычного товара, не имеют вещно-товарных признаков и потребительской стоимости.

Покупка sim-карты есть лишь предпосылки оказания услуг, реальная обязанность оказывать услуги связи возникает у оператора сети не по факту оплаты, а по факту активации sim-карты. Для операторов связи sim-карты - это способ оплаты предоставляемых ими услуг, при этом sim-карты - это документы, подтверждающие право абонентов на получение услуги связи, а покупка sim-карты означает приобретение права на возмездное оказание услуги со стороны третьего лица (смотрите постановление ФАС Центрального округа от 21.07.2005 N А23-4262/04А-5-360).

Как видим, у учреждения не возникает оснований рассматривать приобретение sim-карты, вне рамок услуг связи*(1) (например в виде отдельного нефинансового актива).

Поэтому отнесение в рассматриваемом случае расходов учреждения по приобретению sim-карты Iridium на подстатью 221 "Услуги связи" КОСГУ, по нашему мнению, вполне обоснованно.

Учет расходов на приобретение sim-карты при формировании первоначальной стоимости основного средства

Для работы в подвижной сети спутниковый телефон должен быть снабжен sim-картой.

Однако это еще вовсе не повод учитывать расходы на ее приобретение во вложениях, формирующих первоначальную стоимость основного средства - спутникового телефона. Ведь сам телефон фактически может ограниченно функционировать и без карты (например для звонков на телефоны экстренных служб). При этом спутниковый телефон может использоваться и с любой другой sim-картой (для данного типа телефона): с другим абонентским номером, другого оператора связи и т.п. В свою очередь, sim-карта также может использоваться с любым другим телефонным аппаратом соответствующего типа.

Кроме того, учитывая, что в рассматриваемом случае, оплатив карту, учреждение-абонент внесло аванс в счет предстоящей оплаты услуг связи, включение соответствующих платежей в первоначальную стоимость основного средства не позволит в дальнейшем, по факту оказания услуг связи, учесть платеж в расходах (затратах) учреждения, что не будет соответствовать требованиям к бухгалтерскому учету о формировании полной и достоверной информации о наличии государственного (муниципального) имущества, его использовании, о принятых учреждением обязательствах, полученных учреждением финансовых результатах (п. 4 "Инструкции...", утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н).

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

государственный советник РФ 3 класса Семенюк Александр

Ответ прошел контроль качества

19 апреля 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


*(1) На практике услуги подвижной спутниковой радиосвязи (системы Иридиум) отдельными субъектами также классифицируется в качестве услуг связи (смотрите, например, документы по проведению аукциона в электронной форме по ссылке: http://zakupki.gov.ru/pgz/public/action/orders/info/common_info/show?noti ficationId=5885728 - заказчик ЦОУ ВОГОиП МВД России).

Все консультации данной рубрики