Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бухучет и отчетность
-
17.05.2013
- Клиент оплатил услугу банковской картой. Затем выяснилось, что услуга не может быть оказана. Возврат денежных средств в безналичной форме осуществлялся в тот же день.
Какие документы должны быть оформлены при возврате денежных средств в безналичной форме? Нужно ли оформить акт по форме N КМ-3?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Для осуществления возврата денежных средств в безналичной форме в день, когда была произведена оплата банковской картой, по нашему мнению, необходимо оформить заявление клиента на возврат денежных средств.
Акт по форме N КМ-3 оформлять не требуется.
Обоснование вывода:
Особенности осуществления операций с платежными картами установлены Положением Банка России от 24.12.2004 N 266-П "Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт" (далее - Положение). Ни Положением, ни иными нормативно-правовыми актами порядок документального оформления возврата денежных средств в безналичной форме не установлен.
Как указано в письмах УМНС России по г. Москве от 13.08.2003 N 29-12/44313 (п. 4), от 13.09.2000 N 30-08/1/43844, при возвращении покупателем товара, оплаченного в безналичной форме, независимо от дня осуществления покупки возврат денежных средств осуществляется безналичным путем на карту держателя при предъявлении кассового чека и кредитной (платежной карты) карты.
Основанием для проведения этой операции является квитанция возврата (смотрите также письмо УФНС России по г. Москве от 15.09.2008 N 22-12/087134).
Нам не удалось обнаружить ни форму квитанции, ни порядок ее утверждения. Единственное упоминание о квитанции возврата содержалось в Положении ЦБР от 09.04.1998 N 23-П "О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием" (утратило силу), в котором было сказано, что квитанция возврата - документ, являющийся основанием для возврата денег на счет клиента.
На наш взгляд, о необходимости применения данной формы документа следует уточнить у обслуживающего организацию банка-эквайрера (п. 1.9 Положения).
При возврате товара в день покупки осуществляется отмена операции по оплате с платежной карты. Поскольку денежные средства кассиром-операционистом не принимались, то выдача наличных денежных средств из денежного ящика ККТ при совершении операций возврата товара не допускается (п. 4 письма УМНС России по г. Москве от 13.08.2003 N 29-12/44313, п. 1 письма УМНС России по г. Москве от 02.11.2001 N 30-12/50836). Соответственно, акт о возврате (форма N КМ-3) не оформляется.
Также полагаем, что одним из документов, подтверждающих возврат денежных средств клиенту, может служить выписка банка.
При этом считаем, что независимо от дня возврата денежных средств (в день произведения оплаты или в последующие дни) такой возврат должен осуществляться на основании письменного заявления клиента.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Брижанева Дарья
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем
23 апреля 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним