Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

20.05.2013
ВОПРОС:
Организация заключила договор, в соответствии с которым контрагент через терминал будет принимать платежи от физических лиц за туристические услуги. Получателями платежей, заключившими агентские договоры с этим контрагентом, являются две организации, одна из которых применяет общий режим налогообложения, другая - УСН с объектом "доходы, уменьшенные на величину расходов". Терминал принадлежит контрагенту и не арендуется, контрагент предоставляет только услуги по зачислению денежных средств на расчетный счет, за что получает комиссионное вознаграждение.
Правомерен ли такой договор, учитывая, что контрагент не является кредитной организацией? Вправе ли организации, заключившие договор с данным контрагентом, уменьшить выручку от реализации услуг на сумму вознаграждения, удерживаемого ими из поступивших денежных средств?
ОТВЕТ:

Деятельность по приему юридическим лицом, не являющимся кредитной организацией, денежных средств от физических лиц в счет оплаты товаров, работ, услуг других юридических лиц, также не являющих кредитными организациями, регулируется Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон N 103-ФЗ). Это следует из ч. 1 ст. 1 указанного Закона, определяющего сферу его деятельности, определений поставщика, плательщика и платежного агента, данных в п.п. 1, 2, 3 ст. 2 этого Закона, и определения деятельности по приему платежей, данного в ч. 1 ст. 3 того же Закона.

Исключения могут составлять случаи приема платежей от физических лиц - индивидуальных предпринимателей в рамках осуществления ими предпринимательской деятельности (п. 2 ч. 2 ст. 1 Закона N 103-ФЗ), однако представляется очевидным, что туристические услуги в рамках такой деятельности не приобретаются. Также туристические услуги не входят в Перечень товаров (работ, услуг), в оплату которых платежный агент не вправе принимать платежи физических лиц, утвержденные на основании ч. 2 ст. 4 Закона N 103-ФЗ постановлением Правительства РФ от 15.11.2010 N 920.

Обращаем внимание, что платежи в рамках национальной платежной системы регулируются Федеральным законом от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Закон о НПС) (ст. 1 этого Закона). В рамках национальной платежной системы услуги по переводу денежных средств оказываются операторами по переводу денежных средств - Банком России, кредитными организациями, имеющими право на осуществление перевода денежных средств, а также государственной корпорацией "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" (ч. 1 ст. 4, ч. 1 ст. 11 Закона о НПС). К исполнению этой деятельности операторами по переводу денежных средств привлекаются по договорам банковские платежные агенты и банковские платежные субагенты - индивидуальные предприниматели и юридические лица, не являющиеся кредитными организациями (п.п. 4, 5 ст. 3, ч. 2 ст. 4 Закона о НПС).

То, что платежи от физических лиц - потребителей могут приниматься в рамках обоих законов, указывает ст. 37 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-I "О защите прав потребителей".

Поскольку в данном случае платежей за оказание услуг принимаются организацией, не являющейся кредитной, правоотношения по соответствующему договору регулируются не Законом о НПС, а именно Законом N 103-ФЗ (смотрите также ч. 4 ст. 4 Закона о НПС). Нормы Закона о НПС применяются только в части осуществления Банком России сбора, систематизации и анализа информации о деятельности наблюдаемых организаций, других субъектов национальной платежной системы и связанных с ними объектов наблюдения (мониторинга) (ч. 3 ст. 1 Закона N 103-ФЗ).

Отсутствие у контрагента статуса кредитной организации не имеет значения. Более того, согласно ч. 21 ст. 4 Закона N 103-ФЗ кредитные организации не вправе выступать операторами по приему платежей или платежными субагентами (смотрите также письмо ЦБР от 21.11.2011 N 166-Т "По вопросам применения законодательства о национальной платежной системе").

В соответствии с п.п. 3, 4 и 5 ст. 2 Закона N 103-ФЗ платежным агентом является оператор по приему платежей или платежный субагент. Оператор по приему платежей действует на основании договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, заключенного с поставщиком, а платежный субагент - на основании аналогичного договора, заключенного с оператором по приему платежей.

Единственным требованием для начала осуществления деятельности по приему платежей оператором по приему платежей в соответствии с ч. 5 ст. 4 Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" Закона N 103-ФЗ является его постановка на учет в Росфинмониторинге в порядке, предусмотренном Положением о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы (утверждено постановлением Правительства РФ от 18.01.2003 N 28).

Требований о постановке на учет платежного субагента в законодательстве не содержится. Контроль над деятельностью платежного субагента, в частности за соблюдением им требований Закона N 103-ФЗ, обязан осуществлять оператор по приему платежей, который заключил с ним соответствующий договор. Несоблюдение платежным субагентом требований указанного закона является основанием для расторжения оператором с ним субагентского договора об осуществлении деятельности по приему платежей (ч. 3 ст. 7 Закона N 103-ФЗ).

Оператор по приему платежей по договору об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством РФ, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица (ч. 1 ст. 4 Закона N 103-ФЗ).

Как следует из этого определения, договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц является разновидностью агентского договора (п. 1 ст. 1005 ГК РФ). Это подтверждается также нормой ч. 8 ст. 4 Закона N 103-ФЗ, в силу которой к деятельности платежного субагента применяются правила о субагентском договоре (ст. 1009 ГК РФ).

Следовательно, отношения между платежным агентом и поставщиком регулируются нормами главы 52 "Агентирование" ГК РФ с учетом особенностей, предусмотренных Законом N 103-ФЗ. Одной из таких особенностей является необходимость обеспечения исполнения обязательств оператора по приему платежей перед поставщиком по осуществлению соответствующих расчетов способами, указанными в ч. 4 ст. 4 Закона N 103-ФЗ (неустойка, залог, удержание имущества должника, поручительство, банковская гарантия, задаток, страхование риска гражданской ответственности за неисполнение обязанности по осуществлению расчетов с поставщиком), либо другими способами, предусмотренными договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

Ряд обязанностей поставщика и платежного агента, связанных с приемом платежей от граждан и их перечислением поставщику, предусмотрен также ч.ч. 3, 6, 11-20 ст. 4, ст. 5, ч.ч. 3-7 ст. 6, ч.ч. 2, 7 ст. 7 Закона N 103-ФЗ.

В частности, поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет и не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами. По специальному банковскому счету поставщика могут осуществляться только операции по зачислению денежных средств, списанных со специального банковского счета платежного агента и по списанию денежных средств на банковские счета (ч.ч. 18, 19 ст. 4 Закона N 103-ФЗ). Неиспользование поставщиками, платежными агентами специальных банковских счетов в предусмотренных для этого случаях влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 2 ст. 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Таким образом, заключение описанного в запросе договора не противоречит закону при условии соблюдения организацией - получателем денежных средств и ее контрагентом требований Закона N 103-ФЗ.

Так как договор об осуществлении деятельности по приему платежей от физических лиц является разновидностью агентского договора, доходы и расходы организации - получателя платежей для целей налогообложения определяются в порядке, аналогичном предусмотренному налоговым законодательством для доходов и расходов принципала по агентскому договору. При условии соблюдения критериев учета расходов, установленных НК РФ, принципал (как организация, применяющая общий режим налогообложения, так и организация, применяющая упрощенную систему налогообложения с объектом "доходы, уменьшенные на величину расходов") вправе уменьшить выручку от реализации услуг на сумму агентского вознаграждения, удерживаемого платежным агентом из поступивших денежных средств (п. 1 ст. 252, пп. 3 п. 1 ст. 264, пп. 24 п. 1, п. 2 ст. 346.16, п. 2 ст. 346.18 НК РФ, письма Минфина России от 24.01.2013 N 03-11-11/28, от 10.10.2011 N 03-03-06/1/641, от 25.03.2011 N 03-03-06/1/181, от 28.12.2004 N 03-03-02-04/1/102).

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Ерин Павел

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Серков Аркадий

26 апреля 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики