Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
21.05.2013
- С 01.01.2013 вступил в силу Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", в соответствии с которым хозяйствующие субъекты обязаны осуществлять внутренний финансовый контроль (аудит) за совершаемыми хозяйственными операциями.
Может ли бюджетное учреждение привлекать стороннюю организацию для проведения ежегодного аудита и закрепить это в отдельном локальном акте, или оно обязано приглашать в штат специалистов и создавать соответствующую службу (аудиторов, ревизоров), подчиняющуюся руководству учреждения?
Согласно положениям ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни.
Кроме того, на необходимость осуществления внутреннего контроля в бюджетном учреждении указывают:
- п. 6 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, в соответствии с которым учреждением в рамках формирования учетной политики должен утверждаться порядок организации и обеспечения (осуществления) внутреннего финансового контроля;
- п. 56 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н, согласно которому учреждение при формировании пояснительной записки к годовой бухгалтерской отчетности заполняет таблицу 5 "Сведения о результатах мероприятий внутреннего контроля" и отражает в ней информацию о результатах проведенных в отчетном периоде мероприятий по внутреннему контролю за соблюдением требований законодательства, финансовой дисциплины и эффективным использованием материальных и финансовых ресурсов, а также правильным ведением бухгалтерского учета и составлением отчетности.
Состояние системы внутреннего контроля в бюджетном учреждении может быть проверено специалистами Росфиннадзора в ходе ревизий и проверок по отдельным вопросам (смотрите п. 86 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 04.09.2007 N 75н, далее - Административный регламент).
Обратите внимание: действующее законодательство не требует от бюджетного учреждения для организации и осуществления мероприятий внутреннего контроля обязательного создания отдельного штатного подразделения и (или) введения в штат учреждения отдельных должностей.
Соответствующие контрольные функции могут распределяться между сотрудниками (подразделения) учреждения, возлагаться на создаваемые в учреждении внутренние проверочные комиссии. При этом важно обеспечить независимость этих комиссий (должностных лиц) и их подотчетность только руководителю учреждения. Данное обстоятельство позволит значительно повысить объективность и качество проводимых внутренних контрольных мероприятий.
Также для осуществления внутреннего контроля (внутреннего аудита) могут привлекаться и независимые аудиторы (специализированные организации) на договорной основе*(1).
Конкретный порядок организации и обеспечения (осуществления) внутреннего финансового контроля в учреждении должен быть закреплен в учетной политике*(2).
Внутренний контроль осуществляется в соответствии с положениями локальных нормативных актов, при разработке которых учреждением должны учитываться основополагающие требования нормативных правовых актов, регулирующих контрольную деятельность:
- Федеральным законом от 11.01.1995 N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации";
- Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований";
- Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 N 278;
- Административным регламентом;
- Положением о требованиях к деятельности по осуществлению государственного финансового контроля, утвержденным приказом Минфина России от 25.12.2008 N 146н;
- соответствующими нормативными правовыми актами (приказами, распоряжениями), издаваемыми органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей в отношении бюджетного учреждения*(3).
Порядок организации и обеспечения (осуществления) внутреннего финансового контроля, как правило, включает следующие разделы:
- цели и задачи контроля;
- методы, процедуры и порядок проведения внутренних контрольных мероприятий;
- перечень лиц, на которых возложены обязанности по осуществлению контроля;
- перечень основных вопросов, подлежащих проверке.
При необходимости указанные разделы дополняются положениями, отражающими отраслевые особенности деятельности госучреждения.
При организации внутреннего финансового контроля осуществляются как мероприятия предварительного и текущего контроля, так и мероприятия последующего контроля.
Основные направления внутреннего финансового контроля определяются учреждением самостоятельно в зависимости от стоящих перед ним задач.
Так, например, могут проверяться следующие вопросы:
1) соблюдение требований нормативных правовых и локальных актов, инструкций, приказов и распоряжений руководителя учреждения;
2) достоверность бухгалтерской отчетности;
3) соблюдение (выполнение) показателей плана финансово-хозяйственной деятельности;
4) обоснованность формирования затрат в плановых документах и отражения затрат в учете;
5) достоверность показателей объемов выполненных работ и оказанных услуг, отражаемых в плановых документах и отчетности;
6) полнота оприходования, сохранность и фактическое наличие продукции, денежных средств и материальных ценностей;
7) целевое использование денежных средств и имущества;
8) обоснованность принятия и полнота исполнения учреждением обязательств (денежных обязательств);
9) наличие и сохранность первичных документов и регистров бухгалтерского учета;
10) контроль оформления и отражения в регистрах бухгалтерского учета отдельных фактов хозяйственной жизни;
11) проверка расчетов пособий, правильности начисления заработной платы и иных выплат.
Достаточно широкое распространение получила практика проведения проверок по различным вопросам финансово-хозяйственной деятельности внутренними проверочными комиссиями. Проведение плановых (внеплановых) проверок осуществляется на основании решения руководителя учреждения. При этом периодичность проведения, сроки и тематика плановых проверок указываются в соответствующем графике (плане). Как правило, в таком графике (плане) отражаются:
- направления деятельности, подлежащие проверке;
- периодичность, сроки проведения проверок;
- ответственные должностные лица.
По результатам каждой проверки составляется и представляется руководителю отчет (акт), в котором фиксируются выявленные нарушения, а также формулируются предложения по устранению нарушений и повышению эффективности деятельности учреждения.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
государственный советник РФ 3 класса Семенюк Александр
Ответ прошел контроль качества
25 апреля 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
*(1) Практика привлечения независимых аудиторов для проведения мероприятий внутреннего контроля существует и на уровне публично-правовых образований (смотрите, например, п. 3 ст. 4 модельного закона "Об общих принципах организации местных финансов", принятого постановлением на двенадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 08.12.1998 N 12-10).
*(2) Смотрите также:
- "Учетная политика бюджетных учреждений" (С.А. Бескоровайная, "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", N 11, июнь 2011 г.).
*(3) Согласно пп. 1 п. 5.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" контроль за деятельностью федеральных бюджетных учреждений осуществляется федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей в отношении данных учреждений.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним