Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

05.08.2011
ВОПРОС:
Объект незавершенного строительства закреплен за администрацией муниципального образования на праве оперативного управления и с 2006 года учитывается в составе основных средств. Государственная регистрация прав на объект недвижимого имущества не осуществлялась. Может ли администрация перевести объект незавершенного строительства в состав имущества казны в середине года? Как в бюджетном учете может быть отражена подобная хозяйственная операция, если бюджетный учет имущества казны ведется местной администрацией?
ОТВЕТ:

В соответствии с п. 1 ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со ст. 294, ст. 296 ГК РФ (п. 3 ст. 215 ГК РФ). Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования (п. 3 ст. 215 ГК РФ).

Права собственника от имени муниципального образования на основании ст. 125 и ст. 215 ГК РФ могут осуществлять органы местного самоуправления в рамках их компетенции, которая установлена актами, определяющими статус этих органов.

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ст. 132 Конституции РФ, ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", далее - Закон N 131-ФЗ), а также вправе отчуждать муниципальное имущество, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами (ч. 2 ст. 51 Закона N 131-ФЗ).

Таким образом, в качестве собственника муниципальное образование принимает решение: - о наиболее эффективном способе использования своего имущества (закреплении его за конкретной организацией (в том числе за местной администрацией) на праве хозяйственного ведения, оперативного управления или учете в составе имущества казны);
- об отчуждении имущества.

В основе принимаемого решения по каждому объекту должно лежать социальное и экономическое обоснование. При этом действующим законодательством не предусмотрено каких-либо ограничений по срокам принятия таких решений - они могут быть приняты в любое время в течение года.

В рассматриваемой ситуации объект незавершенного строительства в 2006 году был учтен в составе основных средств.

Однако обоснованность такого решения с точки зрения положений действовавших в тот период правовых актов весьма сомнительна. Так, из содержания п.п. 20, 78 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н, следовало, что до государственной регистрации объекты недвижимости должны были учитываться на счете 010601000 "Капитальные вложения в основные средства"1.

Аналогичный порядок включения объектов недвижимого имущества в состав основных средств предусмотрен и в настоящее время (смотрите п.п. 36, 39 "Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета...", утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее - Инструкция N 157н).

Таким образом, в рассматриваемой ситуации желательно отразить в бюджетном учете исправление ошибки, обнаруженной в регистрах бухгалтерского учета, согласно требованиям п. 18 Инструкции N 157н.

После того, как объект незавершенного строительства будет учтен на счете 110611000 "Вложения в основные средства - недвижимое имущество учреждения", в бюджетном учете может быть отражена его передача в состав имущества казны муниципального образования.

Согласно требованиям Инструкции N 157н учет объектов имущества (нефинансовых активов), составляющих государственную (муниципальную) казну, осуществляется на балансовом счете 10800 "Нефинансовые активы имущества казны". А из содержания п.п. 141-146 Инструкции N 157н следует, что для принятия объекта к учету в составе имущества казны, например, на счете 010851000 "Недвижимое имущество, составляющее казну", достаточно, чтобы он мог быть отнесен к недвижимому имуществу. Напомним, что согласно п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся, в частности, объекты незавершенного строительства2.

Для отражения передачи капитальных вложений в состав имущества казны в рассматриваемой ситуации может быть использован счет 140120241 "Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям" (смотрите абзац 6 п. 34 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н, далее - Инструкция N 162н). Подобный порядок применения положений Инструкции N 162н обусловлен тем, что в данном случае, по сути, осуществляется передача учреждением муниципального имущества с прекращением права оперативного управления органу, осуществляющему от имени муниципального образования права собственника имущества. По нашему мнению, он может применяться и в том случае, если объект принадлежал местной администрации на праве оперативного управления и переводится в состав имущества казны, бюджетный учет которого также ведется местной администрацией.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации в соответствии с п.п. 7, 20, 34, 38 Инструкции N 162н в бюджетном учете могут быть оформлены следующие бухгалтерские записи:

1. Дебет КРБ 110112310 Кредит КДБ 140110180
- произведено исправление ошибки способом "Красное сторно" в размере балансовой стоимости объекта, принятого к учету в качестве основного средства на основании Справки (форма 0504833);

2. Дебет КДБ 140110180 Кредит КРБ 110412410
- способом "Красное сторно" на основании Справки (форма 0504833) списана сумма ранее начисленной амортизации (в случае ее начисления);

3. Дебет КРБ 110611310 Кредит КДБ 140110180
- дополнительная запись - учтен в составе капитальных вложений объект незавершенного строительства;

4. Дебет КРБ 140120241 Кредит КРБ 110611410
- передан администрацией (в качестве муниципального учреждения) с прекращением права оперативного управления объект незавершенного строительства;

5. Дебет КБК 110851310 Кредит КДБ 140110180
- принят администрацией (в качестве органа, осуществляющего от имени муниципального образования права собственника имущества) в состав имущества казны объект незавершенного строительства.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Семенюк Александр

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пименов Владимир

-------------------------------------------------------------------------

1 Подобные разъяснения давали и специалисты Минфина России в письме от 03.11.2006 N 03-06-01-04/209 (смотрите статью "Постановка на учет объекта, завершенного строительством" (И. Зернова, "Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, февраль 2008 г.)).

2 Обратите внимание, что положения п. 92 действовавшей до 1 января 2011 года Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н, прямо предусматривали учет в составе имущества казны на счете 010801000 "Недвижимое имущество в составе имущества казны" соответствующих капитальных вложений (объектов незавершенных строительством) (смотрите также статью "Изменения в учете нефинансовых активов бюджетного учреждения" (Л.П. Курочкина, "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", N 7, апрель 2009 г.)).

Все консультации данной рубрики