Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

23.05.2013
ВОПРОС:
Бюджетное учреждение планирует по договору купли-продажи приобрести у ООО столы, бывшие в употреблении. Сумма договора - менее 100 тыс. руб.
Правомерно ли заключение данного договора с точки зрения законодательства о размещении заказа?
ОТВЕТ:

Требования к порядку заключения договоров, в которых бюджетные учреждения выступают в роли заказчиков, определены Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) (ч. 1 ст. 1, ст. 5 этого Закона).

По общему правилу, установленному ч. 2 ст. 22, ч. 2 ст. 34, п. 3 ст. 44 Закона N 94-ФЗ, если иное не предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе и извещением о проведении запроса котировок, поставляемый товар должен быть новым, то есть таким, который не был в употреблении, не прошел ремонт, в том числе восстановление, замену составных частей, восстановление потребительских свойств. Иными словами, Законом N 94-ФЗ предусмотрена возможность размещения заказа на приобретение товара бывшего в употреблении, при этом такое условие обязательно должно быть включено в документацию о торгах (извещение о проведении запроса котировок).

Запрета на приобретение заказчиками бывшего в употреблении товара при размещении заказа у единственного поставщика (в том числе на сумму до 100 тысяч рублей) Закон N 94-ФЗ не содержит, равно как не содержит этот Закон и специальных норм, посвященных регулированию этого вопроса. С учетом сказанного, как мы полагаем, ничто не препятствует бюджетному учреждению на основании п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ заключить договор о приобретении бывшего в употреблении товара.

 

К сведению:

При заключении такого договора следует учитывать соответствующие положения Гражданского кодекса РФ, на которых в том числе основано законодательство о размещении заказов (ч. 1 ст. 2 Закона N 94-ФЗ).

Согласно п. 5 ст. 454 ГК РФ, если иное не предусмотрено правилами ГК РФ о договоре поставки, к этому договору применяются общие положения ГК РФ о договорах купли-продажи. А в соответствии с п. 1 ст. 469 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. Если же в договоре указана конкретная цель использования товара или покупатель поставил в известность об этом продавца в процессе его заключения, то у продавца возникает обязанность по поставке товара, пригодного для использования именно в соответствии с указанными целями (п. 2 ст. 469 ГК РФ).

Таким образом, по смыслу ст. 469 ГК РФ стороны вправе самостоятельно решать вопрос о качестве поставляемого товара, в том числе договориться о поставке нового товара или товара бывшего в употреблении, определив при этом его качественные характеристики. При этом из положений ГК РФ не следует, что, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан передать покупателю именно новый товар. В судебной практике можно встретить отдельные примеры противоположного подхода, в соответствии с которым поставляемый товар "по умолчанию" должен быть новым (п. 6 обзора Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа "Кассационное обобщение (купля-продажа) за первое полугодие 2000 года"), однако в целом суды исходят из того, что обязанность поставить именно новый товар возникает, только если это предусмотрено договором, отсутствие же такого указания в договоре дает продавцу право возможность товар, бывший в употреблении (смотрите, например, постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2009 N 04АП-4440/09, ФАС Уральского округа от 19.12.2012 N Ф09-11508/12 (определением ВАС РФ от 19.04.2013 N ВАС-4562/13 отказано в передаче данного постановления в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора), ФАС Поволжского округа от 27.03.2003 N А12-10351/02-С39, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2012 N 14АП-1430/12, решение Арбитражного суда Рязанской области от 07.06.2006 N А54-1735/2006C11).

Следовательно, если заказчик (бюджетное учреждение) намерен приобрести у единственного поставщика именно бывший в употреблении товар, указание на это целесообразно включить в заключаемый с продавцом договор (смотрите, например, постановление ФАС Уральского округа от 20.11.2012 N Ф09-9434/12). Это же касается и иных качественных характеристик товара (например внешнего вида и т.п.), поскольку, если требования к качеству не являющегося новым товара в договоре не конкретизированы, у заказчика при определенных обстоятельствах могут возникнуть затруднения в доказывании того, что качество поставленного товара не соответствует условиям договора (смотрите, например, постановление ФАС Московского округа от 16.08.2011 N Ф05-7614/11).

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Верхова Надежда

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Александров Алексей

8 мая 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики