Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Трудовое право

24.05.2013
ВОПРОС:
В общеобразовательном учреждении педагог работает на одну ставку.
Какова должна быть продолжительность его рабочего времени в каникулярный период?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Режим рабочего времени педагогов в каникулярный период (в том числе продолжительность их рабочего времени) устанавливается локальными актами образовательного учреждения и графиками работ с указанием их характера.

 

Обоснование вывода:

Согласно части первой ст. 91 ТК РФ рабочее время - время, в течение которого работник, в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора, должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые, в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, относятся к рабочему времени. За отработанное работником рабочее время ему должна начисляться и выплачиваться заработная плата (часть первая ст. 21, часть вторая ст. 22, ст.ст. 129, 135, 144 ТК РФ). При этом заработная плата зависит от квалификации работника, сложности выполняемой им работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается (ст. 132 ТК РФ).

В соответствии со ст. 333 ТК РФ педагогическим работникам установлена сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю. Приложением к приказу Министерства образования и науки РФ от 24.12.2010 N 2075 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников" (далее - Приложение) определена продолжительность рабочего времени педагогических работников, а также норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы. При этом в соответствии с п. 1 примечаний к Приложению продолжительность рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную квалификационными характеристиками по должностям и особенностями режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденными в установленном порядке.

Таким образом, продолжительность рабочего времени педагога включает в себя как непосредственную преподавательскую (учебную) работу, так и воспитательную и другую педагогическую работу.

Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений утверждено приказом Минобрнауки России от 27.03.2006 N 69 (далее - Положение). Согласно п. 2.1 Положения выполнение педагогической работы учителями, преподавателями, тренерами-преподавателями, педагогами дополнительного образования характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической работы, связанной с преподавательской работой. Выполнение другой части педагогической работы осуществляется в течение рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов.

В соответствии с п. 2.3 Положения другая часть педагогической работы таких работников, требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, вытекает из их должностных обязанностей, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в том числе личными планами педагогического работника. Также в данном пункте перечислены обязанности, которые может включать такая работа (выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических советов, проведение родительских собраний, обязанности, связанные с классным руководством, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами, подготовка к работе по обучению и воспитанию обучающихся и другое).

Таким образом, в продолжительность рабочего времени педагога входит как время, затраченное на выполнение педагогической работы, в соответствии с определенной трудовым договором учебной нагрузкой, так и выполнение другой части педагогической работы, которая не конкретизирована по количеству часов (не относится к учебной нагрузке, но вытекает из должностных обязанностей).

Иными словами, если для педагога установлена норма часов преподавательской работы 18 часов в неделю, а продолжительность рабочего времени - 36 часов в неделю, то отработка нормы преподавательской работы не предоставляет педагогу право прекратить работу, поскольку продолжительность рабочего времени (то есть времени, в течение которого согласно ст. 91 ТК РФ работник должен исполнять трудовые обязанности) для него установлена 36 часов в неделю. В рабочее время, оставшееся после отработки нормы преподавательской работы, сотрудник должен выполнять иную педагогическую работу в соответствии с локальными актами организации, должностной инструкцией, трудовым договором. В этой связи смотрите, например, кассационные определения Судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 22.06.2011 N 33-1595-2011 и Судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 18.10.2011 по делу N 33-10658, решения Ленинского района суда города Оренбурга от 31.01.2011 (http://www.gcourts.ru/case/458549) и Октябрьского районного суда г. Саратова от 23.05.2011 по делу N 2-975/11 (http://www.gcourts.ru/case/1051107).

Как следует из п. 4.1 Положения, периоды осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленных для обучающихся, воспитанников образовательных учреждений, являются для педагогических работников рабочим временем. Согласно п. 4.2 Положения в каникулярный период педагогические работники осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их рабочего времени (установленного объема учебной нагрузки (педагогической работы), определенной им до начала каникул, и времени, необходимого для выполнения работ, предусмотренных п. 2.3 Положения, с сохранением заработной платы в установленном порядке. Указанным нормативным актом не предусмотрено изменение продолжительности рабочего времени таких работников в период каникул, установленных для обучающихся, воспитанников.

В соответствии с п. 4.5 Положения преподаватели образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, которым установлен годовой объем учебной нагрузки, во время зимних каникул, а также в период летних каникул, не совпадающий с их отпуском, привлекаются к участию в работе методических комиссий, семинаров, мероприятий по повышению квалификации, а также к организации и проведению культурно-массовых мероприятий, к работе предметных цикловых комиссий, комплектованию учебных кабинетов, лабораторий.

Таким образом, работа во время каникул, не совпадающих с отпуском преподавателей, считается для них рабочим временем. В каникулярное время продолжительность рабочего времени педагогов не ограничивается установленными для них часами учебной нагрузки, а включает также время, необходимое для выполнения иных работ, вытекающих из должностных обязанностей педагога.

Режим рабочего времени всех работников в каникулярный период регулируется локальными актами образовательного учреждения и графиками работ с указанием их характера (п. 4.6 Положения).

По смыслу п.п. 4.2, 4.6 Положения в образовательном учреждении должны быть разработаны локальные акты, регламентирующие порядок работы педагогов в каникулярный период, и утверждены графики их работ на время каникул. Отсутствие работника на рабочем месте во время каникул, вопреки закрепленной локальными актами обязанности находиться на рабочем месте, может расцениваться как прогул. В этой связи смотрите, например, кассационное определение Судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 28.07.2011 по делу N 33-4068, решение Каменского районного суда Ростовской области (http://www.gcourts.ru/case/3313581).

Однако следует учитывать, что специфика работы педагогов предполагает невозможность жесткой регламентации сроков выполнения определенной работы (например, вряд ли будет возможным заранее определить, сколько времени потребуется для работы по подготовке культурно-массовых мероприятий и по комплектованию учебных кабинетов), а также не требует от них осуществлять весь объем педагогической работы исключительно на своем рабочем месте (например, преподаватель вправе осуществлять указанные мероприятия в библиотеке или любом другом удобном для этого месте). Поэтому если в образовательном учреждении не разработаны локальные акты, регламентирующие порядок работы педагогов в каникулярный период, и не утверждены графики работы педагогов либо не конкретизировано место и время выполнения таких работ, то педагог вправе выполнять такие работы вне рабочего места. В этой связи смотрите, например, кассационное определение Судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 21.06.2011 по делу N 33-1509 (http://kraevoy.hbr.sudrf.ru/modules.php?name=bsr&op=show_text&srv_num=1& id=27400001103221114542811000476293), решение Знаменского городского суда Астраханской области от 29.04.2011 по делу N 2-123/2011 (http://www.gcourts.ru/case/2991522).

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Верхова Надежда

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Прибыткова Мария

7 мая 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики