Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

27.05.2013
ВОПРОС:
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" сказано, что при заключении договора на новый срок без проведения торгов стороны должны достичь соглашения о новых условиях договора, касающихся срока и арендной платы.
Необходимо ли при заключении договора (продлении договора) на новый срок размер арендной платы определять по результатам оценки рыночной стоимости объекта?
ОТВЕТ:

Согласно ч. 9 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) одним из условий заключения договора аренды на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, без проведения торгов (если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством РФ) является необходимость определения размера арендной платы по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в РФ, если иное не установлено другим законодательством РФ.

В силу части первой ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) проведение оценки объектов оценки является обязательным, в частности, в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично муниципальным образованиям, в том числе при определении стоимости таких объектов оценки в целях их передачи в аренду. Законодательство не требует проведения отдельной (самостоятельной) оценки для совершения каждой сделки с такими объектами. По смыслу приведенной нормы, оценка требуется для установления достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки (ст. 12 Закона об оценочной деятельности) цены на момент совершения соответствующей сделки. Иными словами, на дату совершения указанной в вопросе сделки муниципальное образование должно обладать сведениями о такой (достоверной и рекомендуемой) цене, полученной в порядке, предусмотренном Законом об оценочной деятельности.

Согласно п. 26 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного приказом Минэкономразвития и торговли РФ от 20.07.2007 N 256, итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, за исключением кадастровой, указанная в отчете об оценке, может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектами оценки, если с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки или даты представления публичной оферты прошло не более шести месяцев. Для рассматриваемой ситуации, если на момент заключения договора шестимесячный срок с даты составления отчета об оценке истек, то значит, отчет оценщика не актуален и указанная в нем величина стоимости объекта оценки не может считаться достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки (смотрите, например, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2011 N 09АП-28986/11, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2012 N 11АП-429/12). Следовательно, если договор аренды заключается с прежним арендатором на новый срок в соответствии с ч. 9 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, на наш взгляд, размер арендной платы должен соответствовать величине, указанной в отчете оценщика, изготовленном не более чем за шесть месяцев до заключения договора.

К сведению:

Несмотря на обязательность привлечения оценщика в рассматриваемой ситуации указанная в отчете об оценке стоимость, как правило, носит лишь рекомендательный характер и не является обязательной (ст. 12 Закона об оценочной деятельности, п. 3 Информационного письма ВАС РФ от 30.05.2005 N 92, постановления ФАС Московского округа от 17.03.2011 N Ф05-950/2011, ФАС Северо-Кавказского округа от 12.02.2009 N А32-17837/2007-27/262). Окончательный же размер арендной платы и выкупной цены определяется по результатам торгов, проводимых в соответствии со ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, или, если договор заключается без торгов по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, - по соглашению сторон договора.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Павлова Наталия

Ответ прошел контроль качества

30 апреля 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики