Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бухучет и отчетность
-
30.05.2013
- озможно ли для подписи авансовых отчетов, кассовой книги и кассовых документов (расходных и приходных кассовых ордеров) применять электронную подпись руководителя? Каков порядок организации электронного документооборота первичной бухгалтерской документации внутри компании? Никаких внутренних документов в компании не принято.
С 1 января 2013 года требования к документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете, в том числе виды электронных подписей, используемых для подписания документов бухгалтерского учета, должны быть установлены федеральными стандартами (пп. 4 ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ)), которые в настоящее время не утверждены.
Стоит отметить, что действующее законодательство по бухгалтерскому учету не дает определения "электронный документооборот" или "система электронного документооборота". Определение электронный документ можно найти в положениях ГОСТа 7.83-2001. Пункт 3.1 ГОСТа устанавливает, что электронный документ - это документ на машиночитаемом носителе, для использования которого необходимы средства вычислительной техники.
Согласно пп. 11.1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" под электронным документом понимается документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах. Аналогичное понятие содержит и ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" (далее - Закон N 1-ФЗ).
Отметим, что в основе системы электронного документооборота лежат технологии управления потоками информации (документов) и технология потоков управления определенными работами. Технологии электронного документооборота обеспечивают движение документов по заданному алгоритму и управляют заданиями по обработке документа согласно модели управления, заданной ее разработчиками.
При этом главным назначением системы электронного документооборота является организация хранения, создания, обработки, согласования электронных документов, а также работы с ними. Порядок внедрения системы электронного документооборота в организации устанавливается внутренними документами компании.
Положениями части 5 ст. 9 Закона N 402-ФЗ установлено, что первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. Особенность электронного документа заключается в том, что при передаче внешним пользователем, документ заверяется электронной подписью.
Документы, созданные на бумажном носителе, включаются в систему электронного документооборота после сканирования и проверки его с подлинным документом.
Система электронного документооборота должна:
- соответствовать требованиям делопроизводства;
- содержать механизмы согласования, утверждения и контроля над исполнением документов;
- поддерживать функции создания резолюций;
- предоставлять возможность ознакомления сотрудников с внутренними документами и приказами, осуществлять автоматическую рассылку электронных писем, уведомлений и документов, формировать дела.
Таким образом, внедрению системы электронного документооборота в организации должна предшествовать регламентная работа.
При этом система электронного делопроизводства должна обладать следующими возможностями:
- ввод, подготовка и редактирование документов;
- составление документов на основе типовых шаблонов, хранящихся в памяти компьютера;
- ввод и обработка сведений о документах;
- осуществление контроля исполнения документов;
- систематизация документов, формирование папок (дел);
- хранение и поиск документа;
- обмен документами с руководителем и сотрудниками;
- пересылка документов адресату;
- экспертиза ценности документов и их архивирование;
- составление отчетных данных о работе с документами;
- создание единого архива электронных документов.
Для обеспечения юридически значимого электронного документооборота необходимо использовать электронную подпись.
Электронная подпись - информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию (ст. 2 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закон N 63-ФЗ)).
При этом необходимо отметить, что Закон N 63-ФЗ устанавливает несколько видов электронной подписи (ст. 5):
простая электронная подпись (электронная подпись, которая посредством использования кодов, паролей или иных средств подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом);
неквалифицированная электронная подпись (электронная подпись, которая:
1) получена в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа электронной подписи;
2) позволяет определить лицо, подписавшее электронный документ;
3) позволяет обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после момента его подписания;
4) создается с использованием средств электронной подписи);
квалифицированная электронная подпись (электронная подпись, которая соответствует всем признакам неквалифицированной электронной подписи и следующим дополнительным признакам:
1) ключ проверки электронной подписи указан в квалифицированном сертификате;
2) для создания и проверки электронной подписи используются средства электронной подписи, получившие подтверждение соответствия требованиям, установленным в соответствии с Законом N 63-ФЗ).
Под электронной цифровой подписью понимается реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе (ст. 3 Закона N 1-ФЗ).
Таким образом, хоть законодательно понятие электронного документооборота и не закреплено, но при этом даны механизмы для его реализации.
Итак, в соответствии с положениями ст. 9 Закона N 402-ФЗ каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания (ч. 3 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они - обязательные реквизиты, указанные в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, одним из обязательных реквизитов первичного учетного документа являются подписи лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Таким образом, первичные учетные документы, только при наличии подписи соответствующих должностных лиц организации, принимаются к учету и подлежат включению в упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Как уже отмечалось, согласно ч. 5 ст. 9 Закона N 402-ФЗ первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.
Регистры бухгалтерского учета также могут составляться в электронном виде и заверяться электронной подписью (ч. 6 ст. 10 Закона N 402-ФЗ)
Право на составление кассовых документов в электронном виде закреплено п. 2.5, 5.6 Положение Банка России от 12.10.2011 N 373-П.
Следовательно, первичные документы могут быть составлены в электронном виде и признаваться легитимными только в случае подписания их электронной цифровой подписью (или электронной подписью). К аналогичному мнению пришло и налоговое ведомство в своем письме от 05.10.2011 N ЕД-4-3/16368@.
Наряду с налоговым ведомством Минфин России неоднократно выпускал письма, в которых пояснял, что в целях документального подтверждения расходов налогоплательщик наряду с документами на бумажных носителях может использовать документы, оформленные в электронном виде и подписанные (заверенные) электронной цифровой подписью (или квалифицированной электронной подписью) лица, ответственного за совершение хозяйственных операций в организации (смотрите, например, письма Минфина России от 12.04.2013 N 03-03-07/12250, от 23.01.2013 N 03-03-06/1/24, от 28.05.2012 N 03-03-06/2/67, от 11.01.2012 N 03-02-07/1-1, от 01.02.2011 N 03-03-06/1/47, от 28.07.2010 N 03-03-06/1/491).
При этом стоит отметить, что согласно положениям Закона N 63-ФЗ информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия.
Случаи, в которых информация в электронной форме, подписанная неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, Законом N 402-ФЗ или Налоговым кодексом РФ не определены (письмо Минфина России от 25.12.2012 N 03-03-06/2/139).
Таким образом, при соблюдении указанных выше требований первичные учетные документы, надлежащим образом оформленные и подписанные с помощью электронной цифровой подписи (квалифицированной электронной подпись), являются первичным учетным документом в целях бухгалтерского и налогового учета.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Медведь Светлана
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена
15 мая 2013 г.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним