Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

31.05.2013
ВОПРОС:
В результате допущенной ошибки в расчете пособия по беременности и родам сотруднице федерального казенного учреждения органом ФСС не приняты к зачету расходы на обязательное социальное страхование за прошлые годы. Планируется, что часть переплаты пособия будет возвращена получателем, а часть - отнесена за счет экономии по фонду оплаты труда учреждения. Учреждение наделено полномочиями администратора доходов от возмещения дебиторской задолженности прошлых лет в полном объеме.
Какие бухгалтерские записи следует отразить в бюджетном учете в данной ситуации?
ОТВЕТ:

База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 Закона N 212-ФЗ (ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 212-ФЗ).

Поэтому суммы начисленных работнику выплат, которые не приняты к зачету территориальным органом ФСС РФ по результатам проверки правильности расходования средств на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством:

- не могут рассматриваться в качестве выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами на основании п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ;

- подлежат обложению страховыми взносами в соответствии с Законом N 212-ФЗ на общих основаниях (смотрите также письмо Минздравсоцразвития России от 30.08.2011 N 3035-19).

Доначисления страховых взносов на суммы выплат, не принятых к зачету органом ФСС РФ, производятся госучреждением во все внебюджетные фонды (включая непосредственно сам ФСС РФ) в соответствии с порядком, установленным Законом N 212-ФЗ. Помимо этого, госучреждением должны быть исчислены и уплачены соответствующие пени.

Кроме того, должны быть доначислены и взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В бюджетном учете расходы казенного учреждения по обязательному социальному страхованию, не принятые к зачету органом ФСС РФ, следует отразить соответствующие корректировки начисления выплат (пособий) и страховых взносов, руководствуясь при этом порядком, установленным п. 18 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н. А поскольку речь идет об ошибке, обнаруженной в регистрах бухгалтерского учета за отчетный период, за который бухгалтерская отчетность в установленном порядке уже представлена, исправление следует осуществить способом "Красное сторно" и дополнительной бухгалтерской записью датой обнаружения ошибки.

Соответствующие дополнительные бухгалтерские записи по исправлению ошибок, а также исправления способом "Красное сторно" следует оформить Справкой (форма 0504833), в которой делаются ссылка на номер и дату исправляемого журнала операций, документа, обоснование внесения исправления.

Кроме того, в рассматриваемой ситуации учреждению необходимо учитывать следующее.

1) В случае, когда работодатель взыскал с работника сумму неправомерно выплаченного пособия, в том числе вследствие счетной ошибки, или работником возвращена указанная сумма, соответствующие суммы, ранее выплаченные работнику, не могут признаваться объектом обложения страховыми взносами, поскольку факт их выплаты уже отсутствует (письмо ФСС РФ от 17.11.2011 N 14-03-11/08-13963). Следовательно, суммы страховых взносов, доначисленные учреждением ранее на сумму выплат, не принятых к зачету, в случае возврата (взыскания) средств непосредственно с работника-получателя выплаты, следует сторнировать*(1).

2) Суммы, поступающие казенному учреждению от возврата работником - получателем пособия, в рамках расчетов, вытекающих из расходных операций прошлых лет, подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета по коду КОСГУ 130 "Доходы от оказания платных услуг" в качестве компенсации затрат государства.

3) "Закрытый" перечень доходов, не подлежащих обложению НДФЛ (освобождаемых от налогообложения), приведен в ст. 217 НК РФ.

Выплата, превышающая размер пособия по беременности и родам, выплачиваемого из ФСС РФ, относимая за счет средств учреждения, не может рассматриваться как государственное пособие.

Соответственно, суммы вышеназванной выплаты подлежат обложению НДФЛ в общеустановленном порядке (ст. 209 НК РФ, письма Минфина России от 06.05.2009 N 03-03-06/1/299, от 29.03.2007 N 03-04-06-02/47).

Учитывая изложенное, а также положения "Инструкции...", утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н, в бюджетном учете могут быть отражены следующие бухгалтерские записи:

1. Дебет КРБ 1 303 02 830 Кредит КРБ 1 302 13 730

- способом "Красное сторно" отражены суммы расходов, не принятые ФСС*(2);

2. Дебет КРБ 1 401 20 213 Кредит КРБ 1 303 02 730 (1 303 06 730, 1 303 07 730, 1 303 10 730, 1 303 11 730)

- на сумму выплат, не принятых ФСС, доначислены страховые взносы за прошлый период*(1);

3. Представлены "корректирующие" расчеты по страховым взносам в ПФР и ФСС РФ;

4. Дебет КРБ 1 401 20 290 Кредит КРБ 1 303 05 730

- начислены пени (штраф);

5. Дебет КРБ 1 303 02 830 (1 303 06 830, 1 303 07 830, 1 303 10 830, 1 303 11 830) Кредит КРБ 1 304 05 213

- уплачены страховые взносы;

6. Дебет КРБ 1 303 05 830 Кредит КРБ 1 304 05 290

- уплачены пени (штраф).

В части возврата переплаты пособия получателем:

7. Дебет КИФ 1 201 34 510 Кредит КДБ 1 205 31 660

- сотрудницей учреждения возвращена часть переплаты пособия в кассу учреждения;

8. Дебет КРБ 1 302 13 830 Кредит КДБ 1 205 31 660

- способом "Красное сторно" отражена сумма дебиторской задолженности прошлых лет, подлежащей возврату в бюджет;

9. Дебет КРБ 1 401 20 213 Кредит КРБ 1 303 02 730 (1 303 06 730, 1 303 07 730, 1 303 10 730, 1 303 11 730)

- способом "Красное сторно" отражено уменьшение страховых взносов, связанное с возвратом пособия получателем*(1);

10. Дебет КДБ 1 210 03 560 Кредит КИФ 1 201 34 610

- денежные средства сданы из кассы для зачисления на лицевой счет администратора доходов бюджета;

11. Дебет КДБ 1 210 02 130 Кредит КДБ 1 210 03 660

- сумма возврата дебиторской задолженности прошлых лет зачислена в доход бюджета.

В части отнесения переплаты пособия за счет экономии фонда оплаты труда:

12. Дебет КРБ 1 401 20 211 КРБ 1 302 11 730

- сумма пособия, не принятая к зачету ФСС, отнесена за счет экономии фонда оплаты труда*(3);

13. Дебет 1 302 11 830 Кредит 1 303 01 730

- с суммы выплаты, отнесенной за счет учреждения, начислен НДФЛ;

14. Дебет КРБ 1 302 13 830 КРБ 1 304 05 213 (сторно)

Дебет КРБ 1 302 11 830 КРБ 1 304 05 211

- на основании Уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа (форма 0531809) отражено уточнение кассовых расходов на лицевом счете учреждения.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

государственный советник РФ 3 класса Семенюк Александр

Ответ прошел контроль качества

13 мая 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


*(1) Оперативно принятое решение руководителя по способам "покрытия" расходов, не принятых к зачету органом ФСС, позволит избежать многочисленных корректировок в бюджетном учете и сразу отразить исправительные записи по необходимым счетам.

*(2) Сторнировать ошибочные начисления в подобных случаях рекомендуют и специалисты финансового ведомства:

- письмо Минфина России от 23.07.2010 N 02-06-10/2723;

- Вопрос: При проверке органами ФСС казенного учреждения в 2011 году не были приняты расходы, начисленные по листку временной нетрудоспособности. Работник уволился. В 2012 году уволенный сотрудник внес в кассу деньги, полученные по указанному больничному листу. Какими бухгалтерскими записями (с указанием КБК) оформляется внесение денежных средств в доход бюджета? ("Бюджетный учет", N 3, март 2012 г.);

- Вопрос: По результатам проверки, проведенной ФСС, было выявлено, что пособие по беременности и родам одной из сотрудниц было начислено неправильно (допущена счетная ошибка). Следовательно, неправильно были приняты к зачету в счет подлежащих уплате в бюджет сумм страховых взносов расходы по выплате пособия... ("Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере", N 2, март-апрель 2012 г.).

*(3) Согласно положениям ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников федеральных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Поэтому решение о выплате работникам пособий полностью за счет фонда оплаты труда (в том числе за счет использования его экономии) должно, по крайней мере, не противоречить положениям вышеуказанных документов.

 

Все консультации данной рубрики