Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

06.06.2013
ВОПРОС:
Должны ли размещаться в реестре контрактов сведения о заказах на поставку одноименных товар, работ и услуг до 100 000 руб. при осуществлении закупок для нужд музея на основании п. 14.1 части 2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Поскольку музей вправе заключать контракты (договоры) с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем только на основании п. 14.1 ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", сведения обо всех таких договорах должны направляться в реестр контрактов для размещения на официальном сайте.

 

Обоснование позиции:

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляет ведение реестра государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных контрактов, заключенных от имени муниципального образования, а также гражданско-правовых договоров федеральных бюджетных учреждений, бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетных учреждений (далее - реестр контрактов). В реестр контрактов не включаются сведения о контрактах и об иных заключенных в соответствии с п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ гражданско-правовых договорах. Сведения, содержащиеся в реестре контрактов, должны быть доступны для ознакомления на официальном сайте без взимания платы (ч. 5 ст. 18 Закона N 94-ФЗ).

Как видим, единственной категорией контрактов, сведения о которых не включаются в реестр контрактов в соответствии с буквальными указаниями Закона N 94-ФЗ, являются контракты, заключенные на основании п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ. Пункт 14.1 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ в данном контексте не упомянут.

При этом, по нашему мнению, заказчик, руководствующийся Законом N 94-ФЗ, вправе размещать заказ у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя в соответствии либо с п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ, либо п. 14.1 той же части, но не оба пункта одновременно. Закон не содержит прямого указания на это, однако следует учитывать, что по смыслу ч. 2 ст. 10 Закона N 94-ФЗ размещение заказа, то есть заключение контракта (ст. 5, ч. 1 ст. 55 Закона N 94-ФЗ), у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя (далее - "контрагент"), допускается только в случаях, предусмотренных самим этим Законом. Перечень таких случаев дан в ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ, и анализ данной нормы показывает, что каждый из случаев, предусмотренных каждым отдельным пунктом этой части, следует рассматривать как самостоятельное основание для заключения контракта с единственным контрагентом (смотрите также письмо Министерства экономического развития РФ от 07.09.2011 N Д28-326).

Соответственно, и пункты 14 и 14.1 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ, хотя и описывают принципиально почти одинаковые случаи, являются разными основаниями заключения контракта с единственным контрагентом. Причем п. 14.1 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ фактически предусматривает исключение из правила, установленного п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ, увеличивая для перечисленных в нем субъектов сумму, на которую заказ может быть размещен у единственного контрагента без дополнительных обоснований, перечисленных в иных пунктах ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ. А поскольку заключение контракта с единственным контрагентом, как было сказано выше, допускается законом в качестве исключения, представляется, что один и тот же случай - заключение контракта с единственным контрагентом субъектом, указанным в п. 14.1 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ - не может подпадать одновременно под два исключения. Применение субъектами, указанными в п. 14.1 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ, одновременно и п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ повлекло бы за собой размещение у единственного контрагента без дополнительных обоснований заказа на сумму превышающую пределы, установленные и одним пунктом, и другим. Представляется, что это противоречит смыслу ограничений, установленных Законом N 94-ФЗ на выбор способа размещения контракта.

Таким образом, по нашему мнению, размещение заказа у единственного контрагента без дополнительных обоснований заказчиками, указанными в п. 14.1 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ, в том числе музеями, может осуществляться только на основании данного пункта, в пределах суммы, указанной в нем. Пункт 14 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ такими заказчиками не применяется вообще.

Отметим, что хотя ранее контролирующие и регулирующие органы давали разъяснения, допускающие одновременное применение указанных пунктов (письмо Федеральной антимонопольной службы от 09.02.2012 N АЦ/3704, письмо Министерства экономического развития РФ от 27.04.2012 N Д28и-455, письмо Министерства культуры РФ от 30.05.2012 N 71-01-39/04-КЧ), однако позднее в теме 2 Обзора разъяснений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в части размещения заказов у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, ноябрь 2012), теме 2 Обзора разъяснений законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, декабрь 2012) были даны разъяснения, по сути, совпадающие с нашим мнением.

Соответственно, все договоры, заключаемые музеем с единственным контрагентом без дополнительных к тому оснований, должны быть квалифицированы как заключенные на основании п. 14.1 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ (или с нарушением порядка размещения заказа, установленного Законом N 94-ФЗ). Такая квалификация не зависит от цены каждого отдельного договора, равно как и от суммы ранее заключенных контрактов. Поэтому сведения обо всех таких контрактах должны направляться в реестр контрактов для размещения на официальном сайте.

На необходимость направления в реестр контрактов сведений о контрактах (договорах), заключенных на основании п. 14.1 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ, указывалось и в упоминавшихся выше ранее изданных разъяснениях (письмо Федеральной антимонопольной службы от 09.02.2012 N АЦ/3704, письмо Министерства экономического развития РФ от 27.04.2012 N Д28и-455, письмо Министерства культуры РФ от 30.05.2012 N 71-01-39/04-КЧ), и в теме 3 Обзора разъяснений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в части размещения заказов у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, ноябрь 2012), теме 3 Обзора разъяснений законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, декабрь 2012).

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Верхова Надежда

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Серков Аркадий

24 мая 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики