Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бухучет и отчетность

07.06.2013
ВОПРОС:
В 2013 году запланирована реорганизация юридического лица в форме присоединения к другой организации.
Каким образом может быть оформлена передача имущества при реорганизации юридического лица? Можно ли не оформлять акты приема-передачи основных средств по форме ОС-1, а использовать какой-либо другой документ (перечень, список и т.п.)? Не приведет ли это к отказу регистрирующим органом организации-правопреемнику в регистрации прав на недвижимое имущество?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

С 1 января 2013 года упразднена обязанность применения форм первичных учетных документов в соответствии с альбомами унифицированных форм. Форма передаточного акта, по которому в ходе реорганизации юридического лица передается имущество правопреемнику, законодательно не установлена. Акты приема-передачи основных средств могут выступать в качестве приложений к передаточному акту, а их форма может быть утверждена организацией самостоятельно, но с указанием всех обязательных реквизитов. В самом акте приема-передачи может быть указано общее количество инвентарных объектов и их стоимость, а в приложении к акту - перечень индивидуально поименованных объектов. При этом перечень передаваемого имущества должен быть подтвержден проведенной инвентаризацией.

 

Обоснование вывода:

Согласно п. 2 ст. 58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Как установлено п. 2 ст. 59 ГК РФ, передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

Непредставление вместе с учредительными документами, соответственно, передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Как видим, законодательно предусмотрено оформление передачи имущества при реорганизации юридического лица передаточным актом. При этом в передаточном акте должны быть отражены не только объекты основных средств, но все прочее имущество реорганизуемого юридического лица. Как правило, акты приема-передачи основных средств (в том числе, по утвержденной форме ОС-1) выступают в качестве приложений к передаточному акту.

С 1 января 2013 года вступил в силу новый Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ). Одним из существенных новшеств, введенных Законом N 402-ФЗ, явилась отмена обязательного соответствия первичных документов формам, содержащимся в утвержденных альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Теперь, как установлено частью 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, формы первичных учетных документов должны быть утверждены руководителем экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. При этом предусмотрено, что первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью (часть 5 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).

Таким образом, организация вправе самостоятельно разработать и утвердить (например, в виде приложения к учетной политике) форму акта приема-передачи основных средств, в том числе взяв за основу форму ОС-1, утвержденную постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 N 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств" (далее - Постановление N 7). Здесь же отметим, что Постановлением N 7, кроме непосредственно формы "Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)" (форма N ОС-1), были также утверждены формы "Акт о приеме-передаче здания (сооружения)" (форма N ОС-1а) и "Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений)" (форма N ОС-1б). При этом утвержденная организацией форма должна содержать все обязательные реквизиты первичного документа для соответствия требованиям Закона N 402-ФЗ.

Согласно части 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:

1) наименование документа;

2) дата составления документа;

3) наименование экономического субъекта, составившего документ;

4) содержание факта хозяйственной жизни;

5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;

7) подписи вышеупомянутых лиц с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

До настоящего времени не утратил силу приказ Минфина России от 20.05.2003 N 44н "Об утверждении Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций" (далее - Методические указания N 44н).

В п. 4 Методических указаний N 44н предусмотрено, что формирование бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации производится при наличии в том числе передаточного акта или разделительного баланса, которые, в соответствии с решением (договором) учредителей, могут включать в качестве приложений первичные учетные документы по материальным ценностям, в том числе акты (накладные) приемки-передачи основных средств, перечни (описи) иного имущества, подлежащего приемке-передаче при реорганизации организаций. Отметим также, что в Методических указаниях N 44н унифицированные формы не упоминаются.

Согласно п. 7 Методических указаний N 44н оценка передаваемого (принимаемого) при реорганизации организации имущества производится в соответствии с решением учредителей, определенным в решении (договоре) о реорганизации, - по остаточной стоимости либо по текущей рыночной стоимости и т.д.

При этом стоимость имущества, отраженного в передаточном акте или разделительном балансе, должна совпадать с данными, приведенными в приложениях (описях, расшифровках) к передаточному акту или разделительному балансу в соответствующей стоимостной оценке.

Основания для государственной регистрации в том числе наличия, возникновения, перехода и т.п. прав на недвижимое имущество и сделок с ним приведены в ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ). Таковыми являются, в том числе:

- договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;

- иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;

- иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

При этом согласно п. 2 ст. 17 Закона N 122-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 18 Закона N 122-ФЗ и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Из проанализированной нами арбитражной практики считаем целесообразным привести постановление ФАС Уральского округа от 06.03.2008 N Ф09-1159/08-С6. Организация, считая, что у регистрационной службы не имелось правовых оснований для отказа в государственной регистрации права собственности, поскольку действующим законодательством унифицированная форма передаточного акта не установлена, обратилась с соответствующим заявлением в суд. Суд первой инстанции удовлетворил требования организации, но апелляционная инстанция отменила решение суда первой инстанции исходя из того, что представленный на государственную регистрацию передаточный акт в нарушение положений ст. 18 Закона N 122-ФЗ не содержит перечня индивидуально-определенных вещей, в связи с чем данный акт не является документом, подтверждающим передачу объекта недвижимости. Однако кассационная инстанция признала удовлетворение требований организации правомерным.

Суд указал, что передаточный акт подготовлен на основе инвентаризации, проведенной по каждому виду актива. По результатам указанной инвентаризации составлены инвентаризационные описи, содержащие сведения о наименовании, характеристиках каждого передаваемого объекта (в том числе спорного объекта недвижимости). Передаточный акт, утвержденный общим собранием участников общества, был представлен регистрационной службе в числе прочих документов.

В силу ст. 19 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений и (или) подтверждению подлинности документов или достоверности указанных в них сведений.

Руководствуясь приведенной нормой, а также принимая во внимание, что государственная регистрация права собственности приостановлена по причине непредставления заявителем подлинника протокола общего собрания участников, суд исходил из того, что иных документов, подтверждающих передачу спорного объекта (например инвентаризационных описей), регистратором запрошено не было. Таким образом, суд пришел к выводу об отсутствии законных оснований для отказа в государственной регистрации права собственности.

В заключение отметим, что Закон N 402-ФЗ (в отличие от утратившего силу Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете") не содержит перечня случаев обязательного проведения инвентаризации, отсылая к другим актам законодательства РФ, федеральным и отраслевым стандартам бухгалтерского учета.

При этом согласно части 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ до утверждения федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных настоящим Федеральным законом, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные до дня вступления в силу настоящего Закона N 402-ФЗ. В свою очередь, согласно п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н) предусмотрено обязательное проведение инвентаризации в случае реорганизации юридического лица. Аналогичная норма содержится в п. 1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Гильмутдинов Дамир

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Королева Елена

20 мая 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики