Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Гражданское право
-
07.06.2013
- ООО осуществляет дистанционную продажу косметической продукции.
Согласно постановлению Правительства РФ N 55 от 19.01.1998 косметическая продукция входит в перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации.
Согласно Правилам продажи товаров дистанционным способом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 N 612, покупатель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение 7 дней.
Верно ли, что любой товар, продаваемый дистанционно, может быть возвращен согласно данным условиям (в течение 7 дней)?
Действительно, в силу п. 4 ст. 26.1 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" (далее - Закон) потребитель вправе отказаться от товара, приобретенного дистанционным способом, в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение 7 дней (смотрите также п. 21 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. N 612).
При этом согласно п.п. 1, 2 ст. 25 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" (далее - Закон) потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации, в течение 14 дней, не считая дня его покупки, а в случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, - отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы.
Как указано в абзаце четвертом п. 1 ст. 25 Закона РФ, перечень товаров, не подлежащих обмену по основаниям, указанным в данной статье, утверждается Правительством РФ. Во исполнение этих положений ст. 25 Закона Правительство РФ утвердило Перечень товаров, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации (постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55), далее - Перечень N 55.
Нужно заметить, что положения ст. 25 и п. 4 ст. 26.1 Закона устанавливают различные права потребителя и условия их применения. Если право на обмен товара, установленное ст. 25 Закона, обусловливается тем, что указанный товар не подошел потребителю по форме, габаритам и т.п. параметрам, то право на отказ от товара, предусмотренное п. 4 ст. 26.1 Закона, не связано с подобными обстоятельствами, а обусловлено лишь особым способом продажи товара, при котором исключается возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром при заключении договора.
Приведенные в Перечне N 55 ограничения по видам товара, подлежащим обмену (возврату), установлены на основании абзаца четвертого п. 1 ст. 25 Закона РФ. Применительно же к праву на отказ от товара, проданного дистанционным способом, ни Закон, ни ст. 497 ГК РФ возможности установления Правительством РФ каких-либо ограничений не предусматривают. Единственное исключение установлено законом в отношении товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем, и товара, товарный вид и потребительские свойства которого не сохранены (п. 4 ст. 26.1 Закона).
Таким образом, право на отказ от товара, приобретенного дистанционным способом, распространяется на любой товар (независимо от того, перечислен ли он в указанном Перечне N 55), за исключением товаров, предусмотренных п. 4 ст. 26.1 Закона. Подтверждается сказанное и судебной практикой (смотрите, например, кассационное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 29 июня 2010 г. по делу N 33-19130, решение Центрального районного суда г. Новосибирска по делу N 2-1299/2011).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Бахтина Анастасия
Ответ прошел контроль качества
22 мая 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним