Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бухучет и отчетность

13.06.2013
ВОПРОС:
После вступления в силу Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" должны ли в счетах-фактурах, первичных и иных документах (акты выполненных работ, товарные накладные, счета и т.п.), представленных контрагентами - субъектами малого и среднего бизнеса, стоять две подписи: главного бухгалтера и директора? Или учреждение не вправе принимать документы от контрагента - субъекта малого и среднего бизнеса только с подписью директора?
Обязано ли бюджетное учреждение требовать у контрагентов подтверждения статуса субъекта малого предпринимательства?
ОТВЕТ:

Сразу отметим, что согласно действующим нормативным правовым актам не установлено требований по подтверждению организациями (индивидуальными предпринимателями) наличия у них статуса субъекта малого предпринимательства перед своими контрагентами. Требований о контроле бюджетными учреждениями своих контрагентов о наличии у них статуса субъекта малого предпринимательства также не содержится.

 

Первичные документы, счет

 

С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ). Частью 3 ст. 7 этого закона установлено, что руководитель экономического субъекта, за исключением кредитной организации, обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства может принять ведение бухгалтерского учета на себя.

Таким образом, в настоящее время установлен запрет на ведение бухгалтерского учета лично руководителем экономического субъекта (кроме руководителя субъекта малого и среднего предпринимательства). Ранее подобных положений законодательство не содержало, и руководитель организации обладал правом, в зависимости от объема учетной работы, избрать наиболее приемлемый вариант бухгалтерского учета, в том числе вести бухгалтерский учет лично (пп. "г" п. 2 ст. 6 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете").

Однако из приведенной нормы отнюдь не следует, что первичные документы, оформляемые организацией, в которой ведение бухгалтерского учета возложено на главного бухгалтера, непременно должны подписываться в том числе и главным бухгалтером. Пунктами 6 и 7 ч. 2 ст. 9 Закона 402-ФЗ к обязательным реквизитам первичного учетного документа отнесены, в частности, наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события, а также подписи этих лиц с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для их идентификации.

Перечень лиц, которые имеют право подписывать первичные учетные документы, законодательством не установлен. Отсутствуют в нормативных актах и нормы, предусматривающие необходимость подписания таких документов главным бухгалтером. Иными словами, ни один правовой акт не содержит указания ни на минимальное количество подписей, которые должны содержаться в первичном учетном документе, ни на то, что такие документы в обязательном порядке должны быть подписаны руководителем организации и главным бухгалтером. Поэтому в зависимости от принятого в организации порядка оформляемые в этой организации первичные учетные документы (в частности товарная накладная, акт приемки выполненных работ и т.п.) могут подписываться любым уполномоченным на это лицом (в том числе руководителем, главным бухгалтером и любым иным лицом, которое уполномочено подписывать первичные учетные документы приказом или доверенностью) либо несколькими уполномоченными лицами одновременно. В связи с этим представляется, что само по себе то обстоятельство, что товарная накладная, акт приемки работ либо иной подобный документ, поступивший в организацию, подписаны не руководителем и главным бухгалтером контрагента, не может являться основанием для непринятия такого документа к учету.

Более того, ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ предусматривает, что формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. То есть с 1 января 2013 года упразднена обязанность применять в учете унифицированные формы первичных документов, за исключением тех, которые установлены уполномоченными органами в соответствии и на основании федеральных законов (например кассовых документов, смотрите также информацию Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012).

Иными словами, каждая организация может самостоятельно разработать и утвердить в своей учетной политике формы первичных учетных документов, которые она будет использовать (либо установить, что в качестве первичных учетных документов будут использоваться ранее применявшиеся формы, такие, например, как ТОРГ-12 и т.п.). При утверждении формы того или иного документа организация вправе предусмотреть и перечни должностей работников (перечни конкретных лиц), уполномоченных на подписание соответствующих документов. Отсутствие в первичном документе подписи руководителя и главного бухгалтера, повторим, не может являться основанием для непринятия его к учету (разумеется, при условии соответствия первичного учетного документа содержанию хозяйственной операции и наличии в нем обязательных реквизитов, перечисленных в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).

Таким образом, вне зависимости от того, на кого возложены обязанности ведения бухгалтерского учета в организации (на главного бухгалтера, руководителя и т.д.), требовать от организации, чтобы все исходящие от нее первичные документы были подписаны руководителем и главным бухгалтером, ее контрагенты не вправе. Последнее в полной мере относится и к "счету на оплату". Оформление такого документа нормативными правовыми актами не предусмотрено. Счет на оплату товара (работы, услуги) не относится к документам, для которых предусмотрена унифицированная форма. Указанный документ не является подтверждением какой-либо хозяйственной операции и не может рассматриваться как первичный учетный документ. Поэтому, как и до вступления в силу Федерального закона N 402-ФЗ, в настоящее время порядок оформления счета не регулируется какими-либо нормативными актами и определяется исключительно лицом, которое оформляет счет.

 

Счета-фактуры

 

Счет-фактура не является первичным учетным документом. Он применяется только для целей главы 21 НК РФ и служит основанием для принятия покупателем предъявленных сумм НДС к вычету в порядке, предусмотренным указанной главой (п. 1 ст. 169 НК РФ).

Налоговым законодательством предусмотрена возможность подписания счета-фактуры не только руководителем и главным бухгалтером организации, но и иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации (п. 6 ст. 169 НК РФ). При этом законодательство не содержит требований о том, что в случае подписи счета-фактуры лицом, не являющимся руководителем или главным бухгалтером, вместе со счетом-фактурой покупателю должны быть предоставлены документы, подтверждающие полномочия этого лица. Отсутствие у налогоплательщика таких документов не может повлечь для него отрицательных последствий. Для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету достаточно оформленного надлежащим образом счета-фактуры (смотрите, например, постановления ФАС Московского округа от 03.06.2009 N КА-А40/4697-09-2, Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2008 N 09АП-11535/2008, Президиума ВАС РФ от 20.04.2010 N 18162/09, письмо ФНС РФ от 09.08.2010 N ШС-37-3/8664).

Более того, НК РФ не исключает возможность наделения одного лица правом подписывать счета-фактуры как за руководителя, так и за главного бухгалтера организации (письмо УМНС России по г. Москве от 29.12.2003 N 24-11/72139). Не установлен и запрет на подписание счета-фактуры единственным уполномоченным лицом (смотрите, например, письмо ФНС России от 18.06.2009 N 3-1-11/425). Таким образом, счет-фактура может быть подписан одним лицом (как за руководителя, так и за главного бухгалтера), если соответствующие полномочия этого лица предоставлены ему приказом или доверенностью. Такой способ оформления счета-фактуры не противоречит закону.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Миллиард Мария

Ответ прошел контроль качества

29 мая 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики