Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Гражданское право
-
08.08.2011
- Может ли приложения к договорам подписывать заместитель директора некоммерческой организации - государственного бюджетного учреждения только на основании приказа? Или необходима доверенность?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Полномочия целесообразно подтверждать доверенностью.
Обоснование вывода:
Исходя из смысла п. 1 ст. 53, п. 1 ст. 182, п. 1 ст. 185 ГК РФ сделки от имени любого юридического лица, не исключая и государственных бюджетных учреждений, вправе совершать его орган или лицо, уполномоченное соответствующей доверенностью.
Доверенность от имени юридического лица должна быть подписана директором или иным уполномоченным учредительными документами лицом с приложением печати организации (п. 5 ст. 185 ГК РФ).
Ни ГК РФ, ни Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", ни иные акты гражданского законодательства не устанавливают каких-либо особых правил наделения полномочиями представителя бюджетного учреждения. Не отличается от общеустановленного и порядок выдачи доверенности от имени государственного бюджетного учреждения (за исключением доверенности на получение или выдачу денег и других имущественных ценностей, которая должна быть подписана также главным (старшим) бухгалтером).
Вместе с тем на практике полномочия руководителя организации (в том числе по подписанию документов) нередко возлагаются на иное лицо путем издания приказа по организации (без оформления доверенности).
По своей сути приказ - это локальный нормативный акт, регулирующий отношения внутри организации и не имеющий юридической силы в отношениях с третьими лицами. Но в некоторых случаях суды признают приказ надлежащим оформлением доверенности. Как указал Пленум ВАС РФ в постановлении от 27.09.1994 N 29, приказ, уполномочивающий на заключение договоров, по существу, может выполнять функции доверенности. То есть наделить лицо определенными полномочиями можно не только документом, именуемым "доверенность", но и документом, именуемым "приказ", если в таком приказе отражены все условия, наличие которых является в силу ст. 185 ГК РФ обязательным для действительности доверенности.
Такой подход в ряде случаев встречается и в более поздней судебной практике (постановление ФАС Уральского округа от 19.05.2008 N Ф09-2294/08-С5). Отчасти данная точка зрения нашла отражение и в актах органов судебной власти, в которых решался вопрос полномочий процессуального представительства (п. 11 постановления Пленума ВАС РФ от 09.12.2002 N 11, определение ВАС РФ от 11.09.2007 N 10435/07, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 24.04.2007 N А43-14376/2006-8-81, ФАС Северо-Кавказского округа от 24.02.1999 N Ф08-37/99).
Однако следует иметь в виду, что решения судов принимаются в каждом случае исходя из конкретных обстоятельств дела, фактически сложившихся отношений сторон и содержания документов. Поэтому рассчитывать на то, что суд в любом случае признает приказ документом, приравненным к доверенности, не следует. Таким образом, в отношениях с третьими лицами полномочия лица, подписывающего документы от имени учреждения, целесообразно подтверждать именно доверенностью.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ковалев Максим
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним