Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Гражданское право
-
19.06.2013
- По договору поставки был поставлен товар надлежащего качества. Через три недели с момента покупки от покупателя поступило требования о возврате уплаченной за товар денежной суммы по причине несоответствия товара техническим данным, заявленным производителем. Продавец уверен в том, что товар - качественный. Товар закупается поставщиком у производителя. На товар установлена только гарантия производителя. Поставщик гарантии на товар не устанавливал.
Каким образом и на каком основании можно отказать покупателю в возврате товара?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Поставщик вправе отказать покупателю в возврате уплаченной за товар денежной суммы при условии, что последним не доказан факт наличия в нем существенных недостатков, существовавших до передачи ему товара, либо по причинам, возникшим до этого момента.
Обоснование вывода:
В соответствии со ст. 469 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору. Если же договором требования к качеству не установлены, то товар должен быть пригоден для тех целей, для которых товары такого рода обычно используются, а при условии, что продавцу были известны цели использования товара покупателем, - товар пригодный для указанных целей. Кроме того, поставщик как лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность (ст. 506 ГК РФ), должен передать товар, качество которого соответствует обязательным требованиям, определяемым законом или в установленном им порядке.
Правоприменительная практика одним из нарушений договорных условий о качестве товара считает его несоответствие определенным техническим характеристикам, которые были заявлены производителем (смотрите, например, постановление ФАС Уральского округа от 14.12.2009 N Ф09-9149/09-С3, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2009 N 09АП-2871/2009).
Согласно ст. 475, ст. 518 ГК РФ в случае обнаружения недостатков переданного по договору поставки товара покупатель вправе по своему выбору потребовать от продавца:
- соразмерного уменьшения покупной цены;
- безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;
- возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.
Требования о замене товара на товар надлежащего качества или о возврате уплаченной за него денежной суммы могут быть заявлены покупателем только в случае наличия в нем существенных недостатков. Как следует из примерного перечня таких недостатков, приведенного в п. 2 ст. 475 ГК РФ, к ним относятся недостатки, устранение которых невозможно или потребует несоразмерных расходов или затрат времени, которые выявляются неоднократно либо проявляются вновь после их устранения, и другие подобные недостатки.
Следовательно, удовлетворение двух последних требований требует в первую очередь подтверждения того, что выявленные в товаре недостатки являются существенными (постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.10.2010 N Ф07-10600/2010, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 31.03.2011 N Ф02-640/11).
Кроме того, необходимо установить, что данные недостатки возникли до передачи его покупателю либо по причинам, существовавшим до этого момента (п. 1 ст. 476 ГК РФ). Распределение обязанности по доказыванию этих обстоятельств зависит от того, гарантируется ли продавцом качество передаваемого по договору поставки товара.
В соответствии со ст. 476 ГК РФ, в том случае, если гарантия на товар установлена, на продавца ложится обязанность доказать отсутствие в нем недостатков или возникновение их после передачи в результате действий самого покупателя, третьих лиц либо непреодолимой силы. Если же гарантия не предоставлялась, доказать момент и причины возникновения недостатков в товаре должен покупатель.
При этом следует иметь в виду, что если качество товара гарантировано его производителем, то это не означает, что аналогичная гарантия установлена поставщиком, который производителем не является. Если в договоре поставки нет условий о гарантийных обязательствах продавца, то обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении требований к качеству товара, возлагается на покупателя (определение ВАС РФ от 17.02.2010 N ВАС-1716/10, постановление ФАС Московского округа от 02.04.2010 N КГ-А40/691-10).
Обращаем Ваше внимание, что отсутствие гарантии, установленной продавцом, влияет только на распределение обязанностей по доказыванию обстоятельств, влекущих его ответственность, но не освобождает продавца от такой ответственности, если эти обстоятельства будут доказаны. Ответственным за качество товара по договору поставки перед покупателем является именно продавец, который в силу осуществления им предпринимательской деятельности отвечает и за те нарушения договора, которые допущены по вине его контрагентов, в частности по вине производителя, у которого он закупил этот товар (п. 3 ст. 401 ГК РФ).
Таким образом, в рассматриваемом случае продавец может отказать покупателю в удовлетворении заявленных им требований, если последний не представит доказательств того, что недостатки в товаре действительно были выявлены, что они являются существенными и возникли до момента передачи товара покупателю либо по причинам, существовавшим до этого момента.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Широков Сергей
Ответ прошел контроль качества
31 мая 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним