Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

20.06.2013
ВОПРОС:
Организация осуществляет закупки в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Был произведен запрос котировок. Поступили две котировочные заявки: одна - на сумму 100 тыс. руб. от участника, не являющегося плательщиком НДС, а вторая - на сумму 101 тыс. руб. от участника, применяющего общую систему налогообложения и являющегося плательщиком НДС. Положение о закупках организацией-заказчиком утверждено, однако о включении налогов в цену там ничего не сказано, в извещении о проведении данного конкретного запроса котировок - тоже.
Как должно осуществляться сравнение предложенных цен, имеет ли при этом значение, включают они НДС или нет? Можно ли заключить договор со вторым участником?
ОТВЕТ:

К сожалению, мы не можем дать определенного ответа на данный вопрос. Поясним почему.

Прежде отметим, что Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) не определяет способов закупки, условий их применения и порядка проведения. Все эти вопросы должны быть урегулированы в утверждаемом самим заказчиком положении о закупке, соответствующем Гражданскому кодексу и иным обязательным нормативным акта (ч.ч. 1, 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ).

Вместе с тем Закон N 223-ФЗ устанавливает только общие принципы и основные положения закупки. К принципам закупки относятся:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).

Также ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ указывает, что не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно п. 1 ст. 168 НК РФ сумма налога на добавленную стоимость предъявляется поставщиком (исполнителем, подрядчиком), являющимся плательщиком этого налога, покупателю к оплате дополнительно к цене товаров (работ, услуг, имущественных прав) (смотрите также постановление Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 N 7090/10, п. 15 информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда").

Однако следует учитывать, что в силу ст. 2 НК РФ, п.п. 1, 3 ст. 2 ГК РФ к налоговым отношениям гражданское законодательство по общему правилу не применяется, и напротив, гражданские правоотношения не регулируются налоговым законодательством. Соответственно, понятия цены договора в налоговом законодательстве и в гражданском законодательстве не обязательно должны быть тождественны.

По смыслу ст. 424 ГК РФ под ценой договора понимается согласованная сторонами сумма, уплачиваемая за товар, работы, услуги, иное исполнение по договору, независимо от того, из каких составляющих, включая налоговые, эта сумма складывается. Поэтому в ряде случаев, при рассмотрении сугубо гражданско-правовых споров арбитражная практика рассматривает сумму НДС как составную часть цены договора, независимо от того, каким образом этот вопрос решен в самом договоре (смотрите постановление Президиума ВАС РФ от 22.09.2009 N 5451/09).

Поэтому, полагаем, если иного не предусмотрено положением о закупке и условиями конкретного запроса котировок, сравнение предложенных цен должно осуществляться вне зависимости от того, включают они НДС или не включают по причине того, что лица, предлагающие такие цены, освобождены от уплаты НДС.

Аналогичная позиция высказана в решении Санкт-Петербургского УФАС России от 26.02.2013 N Т03-26/13.

Однако решение этого вопроса на практике зависит от позиции суда относительно включения или невключения в цену НДС, а обобщения практики на уровне Высшего Арбитражного Суда РФ, к сожалению, нет. Кроме того, как следует из сказанного выше, суд может рассмотреть вопрос о возможности оценки заявок без учета НДС в данном конкретном случае исходя из своей собственной оценки всех норм положения о закупке и всех условий извещения о проведении запроса котировок (ст. 431 ГК РФ, ст. 71 АПК РФ). (В связи с этим правовая экспертиза договоров и оценка судебной перспективы относятся к направлениям деятельности, по которым консультации Правового консалтинга не предоставляются).

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Серков Аркадий

Ответ прошел контроль качества

7 июня 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики